Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Живопись

Цветные сны и были Гедерта Элиаса
Выставка латвийского художника Гедерта Элиаса (1887-1975) «Магия цвета» в таллиннской галерее US ART в квартале Ротерманна – одна из редких возможностей познакомиться с творчеством автора за пределами его родины.

Почти все картины Элиаса хранятся в Историческом музее его имени в Елгаве. Увидеть его работы «живьем» где-либо еще почти невозможно, поскольку художник очень не любил расставаться с картинами. Посчастливилось жителям и гостям Берлина, Киева, Стокгольма и Шауляя. И вот теперь – Таллинна.

Автопортрет художника первым встречает посетителей выставки. foto: Станислав Мошков«В этом году празднуется 125-летие со дня рождения Элиаса, и мы очень рады, что можем отметить эту дату в Таллинне такой большой выставкой, где представлены 52 работы художника», – в один голос сказали на открытии экспозиции директор Исторического музея Гита Грасе и ее заместитель Мария Каупере.

«Большинство из них не видели жители ни одного другого города. Но и это лишь маленькая часть из того, что есть в нашем музее. Многие работы нуждаются в реставрации, потому что художник хранил их дома в не самых лучших условиях. Он принципиально не продавал свои картины, а жил за счет преподавательской деятельности, гонораров за научные труды. Даже был случай, когда он увидел в антикварном магазине свою работу, ранее подаренную им одному человеку, и попросил сестру пойти и выкупить ее. Вообще биография Элиаса насыщена многими интересными фактами, начиная с самой юности», – заключили краткий экскурс руководители музея.

Под чужим именем

Экспозиция, подобранная инициаторами и кураторами выставки, таллиннскими галеристами Валерием и Еленой Цуркан при активной поддержке посольства Латвии, отражает все творческие муки Элиаса с тех пор, когда он еще учился в Королевской Академии художеств в Брюсселе, а затем еще примерно год в Париже. Сейчас, кстати, готовится выставка живописца в пригороде французской столицы.

Таллиннская же выставка открывается автопортретом, написанным, предположительно, в 1913 году. Неопределенность с датами объясняется тем, что художник, так трепетно любивший свои работы, почти никогда не подписывал их. Такой «конспирацией» он начал заниматься с 1905 года, когда оказался участником революционных событий в Риге, за что попал в тюрьму, а позже уехал в Финляндию и оттуда в Бельгию, где поступил в академию под чужой фамилией.

Так на короткий период появился на свет Людвиг Теодор Лилау, вернувшийся в Латвию в 1914 году и там восстановивший родные имя и фамилию. Вскоре это имя стало упоминаться как имя одного из самых образованных художников Латвийской Республики. Эти события Элиас тоже отразил на холсте. За одну из работ в 1959 году он получил диплом Союза художников СССР на конкурсной выставке художников Прибалтики «Тематическая картина» в Таллинне.

Творчество без границ

Выступал он и в роли способного галериста, организовав выставку бельгийских художников в Риге и латвийских – в Бельгии, за что был награжден в 1927 году бельгийским орденом Леопольда II.

«Рига, окраина» (1920-е). foto: Станислав МошковКрасочное смешение стилей, жанров, техник и тем делают творчество Элиаса особенно интересным. Он не повторялся, все время находился в поиске. И вместе с художником на выставке проходишь этот путь ученичества и творчества, оказываясь то на парижской улице, то в итальянском квартале, то в московском дворе, то на побережье Кипра или в латвийской деревне.

Из художественных течений на выставке преобладает французская школа. Это пристрастие Элиаса отмечено и в изданной в 1940 году книге «Современная французская живопись», написанной им в соавторстве со старшим братом Кристалом, отмечает биограф Мария Каупере в альбоме-каталоге, выпущенном к открытию выставки.

«Всю жизнь выбирал себе жен»

Легендарный эстонский художник Юри Аррак особенно заинтересовался женскими портретами кисти Элиаса.

«Меня удивило, что никто на открытии не сказал о роли женщин в его творчестве. Женщина и мужчина – это вечная проблема в искусстве. Через любовь Элиаса к его четырем женам рождается и его нежная любовь к природе, что отражается в пейзажах. А если говорить только о женщинах Элиаса, то – и в одежде, и обнаженные – они написаны с мягкой эротикой. Наверное, Элиас всю жизнь выбирал себе жен, – смеется Арак и тут же поправляется: – Нет, это не смешно, на самом деле».

«Для гармонии все люди, в том числе и художники, должны найти себе партнера. В наш технологичный век мы живем в декорациях больших домов, машин, а внизу бежит ручеек живой воды из источника нормальной жизни. И отношения мужчины и женщины – тоже эта вода, в которой отражается и искусство. Но больше старое, а не новое», – философски заключил Аррак.

Для всех, кто не чужд философии живописных работ Элиаса, выставка открыта до 23 мая, каждую неделю со вторника по воскресенье.

Владимир Фридлянд
www.dzd.ee

Категория: Живопись | Добавил: shepot (18.05.2012)
Просмотров: 1299 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:Аррак, US ART, история, биография, Выставка, элиас
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 03.02.2025, 15:08
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100