Выставка латвийского художника Гедерта Элиаса (1887-1975) «Магия цвета»
в таллиннской галерее US ART в квартале Ротерманна – одна из редких
возможностей познакомиться с творчеством автора за пределами его родины.
Почти все картины Элиаса хранятся в Историческом музее его имени в
Елгаве. Увидеть его работы «живьем» где-либо еще почти невозможно,
поскольку художник очень не любил расставаться с картинами.
Посчастливилось жителям и гостям Берлина, Киева, Стокгольма и Шауляя. И
вот теперь – Таллинна.
«В этом году празднуется 125-летие со дня рождения Элиаса, и мы очень
рады, что можем отметить эту дату в Таллинне такой большой выставкой,
где представлены 52 работы художника», – в один голос сказали на
открытии экспозиции директор Исторического музея Гита Грасе и ее
заместитель Мария Каупере.
«Большинство из них не видели жители ни одного другого города. Но и это
лишь маленькая часть из того, что есть в нашем музее. Многие работы
нуждаются в реставрации, потому что художник хранил их дома в не самых
лучших условиях. Он принципиально не продавал свои картины, а жил за
счет преподавательской деятельности, гонораров за научные труды. Даже
был случай, когда он увидел в антикварном магазине свою работу, ранее
подаренную им одному человеку, и попросил сестру пойти и выкупить ее.
Вообще биография Элиаса насыщена многими интересными фактами, начиная с
самой юности», – заключили краткий экскурс руководители музея.
Под чужим именем
Экспозиция, подобранная инициаторами и кураторами выставки,
таллиннскими галеристами Валерием и Еленой Цуркан при активной поддержке
посольства Латвии, отражает все творческие муки Элиаса с тех пор, когда
он еще учился в Королевской Академии художеств в Брюсселе, а затем еще
примерно год в Париже. Сейчас, кстати, готовится выставка живописца в
пригороде французской столицы.
Таллиннская же выставка открывается автопортретом, написанным,
предположительно, в 1913 году. Неопределенность с датами объясняется
тем, что художник, так трепетно любивший свои работы, почти никогда не
подписывал их. Такой «конспирацией» он начал заниматься с 1905 года,
когда оказался участником революционных событий в Риге, за что попал в
тюрьму, а позже уехал в Финляндию и оттуда в Бельгию, где поступил в
академию под чужой фамилией.
Так на короткий период появился на свет Людвиг Теодор Лилау,
вернувшийся в Латвию в 1914 году и там восстановивший родные имя и
фамилию. Вскоре это имя стало упоминаться как имя одного из самых
образованных художников Латвийской Республики. Эти события Элиас тоже
отразил на холсте. За одну из работ в 1959 году он получил диплом Союза
художников СССР на конкурсной выставке художников Прибалтики
«Тематическая картина» в Таллинне.
Творчество без границ
Выступал он и в роли способного галериста, организовав выставку
бельгийских художников в Риге и латвийских – в Бельгии, за что был
награжден в 1927 году бельгийским орденом Леопольда II.
Красочное смешение стилей, жанров, техник и тем делают творчество
Элиаса особенно интересным. Он не повторялся, все время находился в
поиске. И вместе с художником на выставке проходишь этот путь
ученичества и творчества, оказываясь то на парижской улице, то в
итальянском квартале, то в московском дворе, то на побережье Кипра или в
латвийской деревне.
Из художественных течений на выставке преобладает французская школа.
Это пристрастие Элиаса отмечено и в изданной в 1940 году книге
«Современная французская живопись», написанной им в соавторстве со
старшим братом Кристалом, отмечает биограф Мария Каупере в
альбоме-каталоге, выпущенном к открытию выставки.
«Меня удивило, что никто на открытии не сказал о роли женщин в его
творчестве. Женщина и мужчина – это вечная проблема в искусстве. Через
любовь Элиаса к его четырем женам рождается и его нежная любовь к
природе, что отражается в пейзажах. А если говорить только о женщинах
Элиаса, то – и в одежде, и обнаженные – они написаны с мягкой эротикой.
Наверное, Элиас всю жизнь выбирал себе жен, – смеется Арак и тут же
поправляется: – Нет, это не смешно, на самом деле».
«Для гармонии все люди, в том числе и художники, должны найти себе
партнера. В наш технологичный век мы живем в декорациях больших домов,
машин, а внизу бежит ручеек живой воды из источника нормальной жизни. И
отношения мужчины и женщины – тоже эта вода, в которой отражается и
искусство. Но больше старое, а не новое», – философски заключил Аррак.
Для всех, кто не чужд философии живописных работ Элиаса, выставка открыта до 23 мая, каждую неделю со вторника по воскресенье.