Православная община Эстонии немногочисленна (да и страна-то маленькая),
но имеет особое значение в новейшей истории Русской православной церкви:
именно отсюда родом и именно здесь начал служение патриарх Алексий II.
Олег Кашин пообщался с владыкой Корнилием, занимающим ныне пост
эстонского митрополита, с которого для Алексия начался путь к
патриаршеству.
Когда
договаривались о встрече, помощник митрополита назвал улицу, номер дома и номер
квартиры; я уточнил - мы идем к владыке домой? Оказалось, нет, не домой, просто
резиденция таллинского митрополита находится в квартире жилого дома в старом
городе. В этой квартире до Корнилия было рабочее место будущего патриарха
Алексия, но его портрет висит у Корнилия в приемной, а в рабочем кабинете -
большая картина, на которой изображен молодой незнакомый священник, и я не
знаю, обиделся митрополит Корнилий или обрадовался, когда я спросил его: "Это вы?"
Нет, это не он, это святой Платон Эстонский, первый хозяин этого кабинета, в
котором ему, впрочем, даже побывать не удалось ни разу.
- Чтобы вы
понимали, откуда мы здесь взялись, - митрополит надевает свои, может быть,
слишком по-молодежному выглядящие очки Ray Ban и открывает книгу про святого
Платона. - Православие в Эстонии появилось во времена Российской империи, когда
церковь пыталась массово обращать эстонских лютеран в православие. К сожалению,
эти попытки были в основном неудачными, православие здесь не утвердилось, а
началось эстонское православие в Риге.
В Ригу эстонские
крестьяне в XIX веке ездили на заработки, и местный православный епископ
Иринарх, как рассказывает Корнилий, "ласково их встречал и помогал
переносить трудности", - Рига стала первым центром эстонского православия,
а вторым стал Петербург по той же причине: эстонцы туда массово ездили
зарабатывать, а чужбина располагает к смене веры.
31 декабря 1894
года в Петербурге открылся первый эстонский православный приход. Службы шли в подвале Малоколоменской Воскресенской
церкви. Настоятелю прихода, будущему епископу Платону Синод разрешил вести службы на эстонском языке, и
когда теперь митрополит Корнилий во время служб чередует русские и эстонские
духовные тексты, он продолжает традицию, заложенную Платоном в Петербурге.
Почему Платон
святой - в общем, и спрашивать необязательно. Русский священник в начале XX
века мог стать святым единственным и общеизвестным способом, и единственное,
что хочется уточнить у митрополита: где именно большевики расстреляли Платона,
в Петрограде?
- Нет, здесь, в
Эстонии. Патриарх Тихон отправил его в Ревель епископом - это был декабрь 1917
года, хиротония была 31 декабря здесь, в Александро-Невском соборе, но эта
резиденция тогда еще не была готова, и он большую часть времени проводил в
Тарту.
Эстляндская
трудовая коммуна - первое советское государство на эстонской земле, -
просуществовала несколько недель, но этих недель хватило, чтобы занять в декабре
1918 года Тарту и устроить в этом городе полноценный красный террор. В здании местного банка организовали тюрьму, в которую
вместе с несколькими сотнями арестованных поместили и епископа Платона.
- Даже не было
формального повода - просто ни за что, шел по улице, забрали. У эстонских
красных к православию какое-то особое чувство было даже по сравнению с Россией.
Даже митинги устраивали в храмах - назло.
Через три недели,
когда эстонская армия отбила Тарту, тело епископа Платона было обнаружено в
общей могиле, и в книге митрополита Корнилия "Святые земли Эстонской"
написано, что опознать его смогли только по спрятанной на груди панагии - семь
штыковых ран и четыре огнестрельные, в том числе одна от выстрела в правый глаз, затылок пробит прикладом винтовки.
- Я родился через
пять лет, здесь, в Таллине, - говорит митрополит дальше, видимо, чтобы я, глядя
на его возраст, не спросил, почему его не расстреляли вместе с Платоном.
Митрополит Корнилий - старейший действующий архиерей Русской православной
церкви.
По паспорту он -
Вячеслав Васильевич Якобс. Фамилия шведская, но сам
говорит, что он русский, хоть и в пятом поколении житель Таллина. Прапрадед
приехал в Ревель сразу после Северной войны в начале XVIII века, и его огороды
были, как говорит митрополит, сразу за стеной Старого города, на месте нынешней
гостиницы "Виру". Прадед жил уже по внутреннюю сторону крепостной
стены и даже основал музыкальное общество "Гусли" для развития
музыкальной культуры у эстонских крестьян.
Но это -
материнская линия, а отец у митрополита не местный. В звании полковника вместе
с армией Юденича воевал за Эстонию против красных, остался жить в Таллине, где
его и расстреляли уже в 1940 году, после присоединения Эстонии к СССР. Будущему
митрополиту было тогда 16, но в статусе сына врага народа он прожил меньше года
- потом пришли немцы.
На вопрос, считал
ли он их освободителями, митрополит не ответил - вспомнил вместо этого, как его
чуть не призвали в эстонский легион СС, но он взял справку в храме, в котором
был псаломщиком, и его оставили в покое: лица духовного звания призыву не
подлежали.
- Но у нас и в
церкви эта линия фронта была. В 1925 году Эстонская церковь перешла в
подчинение Константинопольскому патриарху, а в 1940-м наш епископ Александр
принял советскую власть и ездил в Москву каяться к Сергию (будущему патриарху). Сергий образовал для нас с Латвией общий
экзархат, поставил митрополитом Сергия Воскресенского. А потом пришли немцы, и
Александр опять откололся, объявил свою епархию. Немцы признавали обе и
одинаково относились к обеим. Но я бы не стал называть экзархат Сергия
советской церковью - когда Красная армия отступала, Сергию предложили
эвакуироваться, он отказался, остался здесь, причем как остался - спрятался в
соборе и никуда не поехал. Псковскую духовную миссию - ее ведь он и создал. Я
не знаю, как сложилась бы его судьба после войны. Может, и расстреляли бы. А
может, его и расстреляли - никто не знает, кто его убил. В 1945 году ехал из
Вильнюса в Каунас и не доехал. Вроде бы напали люди в немецкой форме, но в то
время это мог быть кто угодно. В общем, убили Сергия. А Александр за границу
уехал.
Корнилию после
войны тоже пришлось уехать из Эстонии - говорит, "были причины", не
уточняя, какие. С 1951 года служил настоятелем храма в Вологде. В 1957 году, во
время хрущевской антицерковной кампании, получил десять лет лагерей за
антисоветскую агитацию. "Мордовских лагерей", - уточняет митрополит,
улыбаясь. Отпустят его условно-досрочно через три с половиной года,
реабилитируют только при Горбачеве.
- После лагеря
вернулся в Эстонию. Тогда в очередной раз хотели закрыть наш собор, но патриарх
Алексий отстоял, и я понял - если собор не закрыли,
худшее уже осталось позади.
Александро-Невский
собор 1912 года постройки в таллинском Вышгороде, прямо напротив эстонского
парламента, - храм, которому несколько раз повезло. Сначала - в 20-е годы,
когда власти независимой Эстонии всерьез хотели его снести как символ
имперского прошлого, но не нашли на снос денег, потом хотели устроить в храме
планетарий, но в республике не оказалось специалистов, способных его
организовать. Уже после войны, в 1952 году, как рассказывает митрополит, на
колокольне собора ударили в колокол ровно в ту минуту, когда в здании напротив
какой-то важный чиновник разговаривал по телефону с Молотовым, и разговор
пришлось прервать - тогда храм тоже хотели закрыть, но тоже передумали,
ограничившись опечатыванием колокольни.
Разговоры
о том, что собор стоило бы закрыть, ведутся в Эстонии до сих пор - огромный
чужой храм прямо у крыльца парламента действительно выглядит достаточно
странно, но вряд ли кто-то всерьез захочет за это браться. Все-таки храм - это
не "Бронзовый солдат". Единственное, что трудно понять - как собор не
отобрали у Русской
церкви в девяностые, когда единственной официально зарегистрированной
православной церковью Эстонии была апостольская, подчиненная Константинополю.
"Мы тогда жили с документами некоммерческой организации, церковью нас
официально здесь не считали, - вспоминает митрополит. - Только десять лет назад
нас зарегистрировали как церковь, а почему собор не отобрали - ну как-то с
самого начала была договоренность, что кто в каком храме служит, тот им и
владеет. В этом соборе служим мы".
Став
в Эстонии главой легальной церкви, митрополит Корнилий стал посещать
официальные мероприятия, на которые его раньше не звали: приемы у президента,
торжества в парламенте и так далее. Когда мы с ним разговаривали, он собирался
ехать в тюрьму под Нарвой освящать иконостас - после регистрации церковь
получила возможность проводить службы в тюрьмах и открывать тюремные церкви.
"В армии мы тоже можем держать соих капелланов, но пока этой возможностью
не пользуемся, - говорит митрополит. - Там эстонский язык надо знать по первой
категории, а у нас таких священников почти нет". В тюрьмах эстонский язык
не обязателен.