Является ли история наукой? В какой-то мере да, если есть факты на
чем основываться. В академическом мире, как и во всех гуманитарных
науках в целом, дела обстоят непонятно.
Например, напишешь культурологию Эстонии XIX века и получается, что
это не наука, а твое личностное, субъективное видение и произвольная
попытка обобщить описание событий.
Напишешь докторскую работу, где сравниваешь использование букв ä, ö,ü
в лирике Юхана Лийва и Лидии Койдулы или же пользуешься математическими
методами, то это считается наукой, и ты вправе получить ученую степень.
В академических изданиях советского периода излагали нам об эстонской
истории одни «научные» версии, сегодня эти же издания пишут совершенно о
других вещах. Почему вы верите, что именно сегодня безотлагательно
занимаются наукой?
Возьмем, к примеру, политику русификации Александра III. По мнению
современных историков данная политика была с большим изъяном, так как
великорусский шовинизм наносил малочисленным народам неимоверные обиды.
Да, обижали, но острие русификации Александра III было направлено не
против наших предков, так как они в то время не представлялись
политическим субъектом, с кем необходимо считаться. Проводимая политика
была направлена, прежде всего, против балтийско-немецких баронов,
которые вслед за возникновением кайзеровской Германии, могли создать так
называемую «пятую колонну» Российской империи. Хребет балтийских немцев
в Прибалтике был сломан.
По-азиатски зверская политика русификации была для эстонцев, конечно
унизительной, но каковы не были бы намерения шовинистически настроенного
императора, «цыплят все же по осени считают». К началу XX века стало
очевидным, что от русификации выигрывали больше всего сами эстонцы.
Во-первых, наши предки освободились от провинциализма. В XIX веке
на местных немцев смотрели снизу вверх, кто имел хотя бы малейшее
образование, как правило, онемечивался. После овладения русским языком
выяснилось, что эстонец подобно немцу мог при желании стать юристом,
профессором, офицером и т.д.
Во-вторых, для эстонцев открылся русский мир, прежде всего
Петербург и его окрестность, где до мировой войны проживало около 80
тысяч эстонцев. Столица империи была городом европейской культуры.
Значительная часть эстонской интеллигенции получило свое образование
именно в Петербурге. Что касается технической интеллигенции,
предпринимателей, офицеров и других высших слоев, то они в основном
выходцы из Петербургских вузов. Для эстонцев, владеющих русским языком,
русская культура во всем ее многообразии, безусловно, оказала большое
влияние. Свой след непременно оставил и Серебряный век.
В-третьих, в результате русификации пробудившийся народ был страшно
потрясен, но с другой стороны, благодаря подобной политике, эстонцы,
владеющими тремя языками стали более конкурентоспособными, т.н.
«трехмерными».
Что касается эстонской национальной, модной художественной культуры,
которая присуще цивилизованным народам, то она появилась лишь во второй
половине XIX века. Если в начале черпали знания из немецкой культуры,
то на рубеже веков перевес перешел на русскую культуру. Две великие
культуры – немецкая и русская стали источниками в формировании
современной эстонской национальной культуры. Возникшая на прочном
фундаменте оригинальная эстонская художественная культура смогла
удержать свои позиции в течение всего XX столетия, не смотря на все
круговорот. Кстати, кардинальное отличие нашей культуры от
скандинавской, скорее всего, и состоится в том, что ей не присущ русский
компонент, а для нас он имел важную значимость.
Научно ли мое обоснование политики русификации? Наверное, нет, но эта
моя трактовка, в которой, по моему убеждению, есть внутренняя логика.
Если это миф, то пусть она таким и будет – один миф наряду с другими
историческими мифами. Исходя из моей логики, следовало бы воздвигнуть
памятник не Петру I - поработителю нашего народа, а Александру III,
благодаря кому, как бы парадоксально это не звучало, эстонцы стали
сильным, конкурентоспособным на мировой арене народом.
Посмотрите, как по-разному относятся эстонцы и латыши к убийству
Павла I, который дал распоряжение об открытии нового университета в
Митаве (Елгаве). Но в связи с его смертью университет был открыт в
1802-ом году в Тарту, так как Александр I выбрал наш город. Подумайте
только, какова была бы судьба эстонского народа без Тартуского
университета. В исторических толкованиях ценностные ориентации,
национальный аспект, а так же политика играют значительную роль. Так что
жить приходится нам в окружении исторических мифов.
Напрашивается вопрос: не существует ли в сфере культуры такой же
произвол мифов? В советское время в предвоенный период писали об
Эстонской Республике исключительно в черных тонах. Наша современная
агитпропаганда так же ведется в черно-белых тонах: 50 лет оккупации –
это суровые исторические годы в жизни эстонского народа. О чем тут
говорить – если кругом господствовал преступный коммунистический режим.
Под понятием «коммунизм» понимаются, к сожалению, диаметрально
противоположные мировоззрения: европейская личностная философия Карла
Маркса, русский большевизм, маоизм, сталинизм, еврокоммунизм, геноцид
Пол Пота, левоцентризм, связанный социалистами или социал-демократами и
т.д. В газете «Сирп» историк Март Кивимяэ подверг основательной критике
подобный примитивизм в связи латышским пропагандистским фильмом
«Soviet Story».
Однако для нашей «доморощенного» агитпропа советское время видится
однобоко. Почему-то не замечают никакой разницы между сталинским,
хрущевским или брежневским временами. «Все одни коммуняки!». Стоит мне
сказать, что оккупационное время было для эстонской национальной
культуры своеобразным подъемом, то сиюминутно окрестят меня заядлым
«коммунякой» и «ретроградом». Перефразируя Аристотеля, можно сказать,
что, конечно, эстонский народ мне друг, но истина дороже.
О сталинском времени в Эстонии, пожалуй, ничего хорошего не скажешь,
так как господствовал нормативная эстетика социалистического реализма и
все общество было парализовано смертельным страхом. Однако к концу
1960-ых годов в основном страх улетучился, но опасения оставались.
При советской системе было предусмотрено бесперебойное финансирование
в области культуры и художественной деятельности. Привилегированных
бойцов идеологического фронта всячески поощряли.
В Советском Союзе в целом на руководящих постах в творческих союзах
сидели верные солдаты партии и «флюгеры». В Советской Эстонии так же
осуществлялось приличное финансирование сфер культуры и искусства.
Однако, если среди эстонских людей искусства испытанных партийцев и
идеологов сталинского типа было не так уж и много, то большая часть
нашей творческой интеллигенции как правило пользовалась финансовыми
привилегиями. Предназначенные деньги, к счастью, попадались в нормальные
руки – их получали писатели, композиторы, художники и др. В отличие от
России, эстонское изобразительное искусство не утратило исторической
преемственности.
Мой первый тезис: эстонская творческая интеллигенция 1960-1980 годов
была сравнительно лучше обеспечена в материальном плане, чем в
сегодняшней капиталистической Эстонии. Надо отметить, что и социальный
статус интеллигенции в обществе был выше, чем сейчас. Предусмотренная
государством дотация культуры, искусства и спорта в Советском Союзе в
целом оказывала позитивное влияние на развитие эстонской национальной
культуры.
Второй тезис: начиная с 1960-ых годов в Эстонской ССР было
значительно больше творческой свободы, чем в других союзных
республиках. Почему так сложилось – это тема отдельной статьи. К
примеру, на протяжении десятилетий в Эстонии на эстонском языке
издавалась прогрессивная серия художественной литературы под названием
«Loomingu Raamatukogu». Для москвичей, не говоря уже о других
республиках, эти собрания сочинений являлись в действительности
запрещенными книгами. Более свободная атмосфера царила и в других
сферах искусства.
Сегодня, когда в искусстве ничего не запрещено, мои повествования о
большей свободе в ЭССР, по сравнению другими республиками, могут
вызвать высокомерные усмешки – мол, какая разница – что в тюрьме народов
в одной камере больше свободы, чем в другой?! О настоящей свободе в
советское время не могло быть и речи!
Что на это ответить? Сегодня эстонская творческая интеллигенция
может обладать абсолютной свободой, однако мировая художественная элита
почему-то не стремится к нам, чтобы участвовать в совместных проектах.
Мы остаемся еще провинцией и, как правило, не являемся притягательной
силой для фигур мирового класса.
В советское время мы не были провинцией. Это было более свободная
сфера деятельности. Своеобразный оазис привлекал передовых художников из
Москвы и других мест. Так, Д.Шостакович записывал свое запрещенное
музыкальное творчество на эстонском радио. Московские театральные
корифеи ставили свои постановки в наших театрах.
Многие годы в Таллине работал А. Тарковский. Между эстонской и
русской элитой завязывалась творческая дружба. Мы были нужны друг
другу. Возник стержень передовых творческих сил: Москва - Таллин, Москва
- Прибалтика. Сообща велась борьба с консервативными силами.
Повседневными гостями и творческими партнерами стали исполнители
мирового класса, оперные звезды, театралы, деятели кино, композиторы,
первоклассные художники (андеграунды) и многие другие, благодаря кому
возрос и творческий уровень эстонских мастеров во всех сферах культуры.
Ведь профессиональное киноискусство зародилось в Эстонии именно в
советское время.
Хочется еще раз напомнить второй тезис: в советское время Эстония не
было провинцией, мы сотрудничали с мастерами мирового класса.
Третий тезис гласит, что в Советском Союзе эстонские мастера искусств
показали себя на хорошем уровне. Они имели авторитет. Москвичи часами
стояли в очередях, чтобы попасть на художественные выставки. Все билеты
на театральные представления, как правило, были распроданы. Никто не
говорил о каких-то языковых барьерах. В театральных институтах в
экзаменационных билетах были включены вопросы о театре Вольдемара Пансо,
Кареле Ирде, театре Ванемуйне и т.д., и т.п. Около двух десятков
эстонских киноактеров были известны и узнаваемы для многомиллионной
аудитории.
Книги эстонских авторов выходили на русском языке миллионными
тиражами. Эстонские художники числились среди лучших мастеров
советского искусства. Даже сегодня, когда называем имена известных
деятелей музыки, как Неэме Ярви, Эри Клас, Вельо Тормис, Арво Пярт, Тыну
Кальюсте, Аандрес Мустонен, то это те персоны, которые высветились
именно в Советское время.
Можно с уверенностью сказать, что вовсе не степень общественной
свободы определяет суть и уровень культурной сферы. Культурные и
художественные процессы очень сложные явления. Однозначной связи между
неумелым управлением государством и исходным низким уровнем культуры
не существует.
Какой вклад в эстонскую культуру внесли живущие в свободном обществе
зарубежные эстонцы? Назовите хотя бы одного зарубежного эстонца, кто
смог бы пробиться в мировых метрополиях: в США, в Англии, во Франции или
Германии? Думается, что свободы там вдоволь, но результатов маловато.
Наша желтая пресса в недалеком прошлом гордилась тем, что одной
эстонской девице удалось пару секунд постоять рядом с Джеймсом Бондом…
В советское время эстонцы могли пробиться и показать свой уровень.
Хотелось бы увидеть, чтобы современная молодежь совершала достойные
действия и не занималась пустым критиканством, упрощением вещей и пустой
агитационной пропагандой. Русскую культуру в Эстонии следует тщательно
изучить и выявить все ее плюсы и минусы. Это не означает, конечно, что
освободимся от мифов в культуре. Но пусть они будут чуточку
интеллигентнее.