Театр танца Fine5, возглавляемый хореографами Тийной
Оллеск и Рене Ныммиком, отмечает свое 20-летие спектаклем, поэтически
осмысляющим истоки искусства пластики.
Человеческий танец начинался в незапамятные времена с попытки
подражать природе, быть на нее похожим и от нее неотличимым, но
постепенно стал искать свои, искусственные формы существования, чтобы, в
конце концов, научиться выражать внутреннюю природу человека, его
мысли, желания и тончайшие движения души.
Юбилейный спектакль
Finе5 состоит из двух взаимосвязанных произведений. Открывается вечер
«Весной Священной» на музыку Стравинского. Как широко известно, во время
первого представления балета в Париже сто лет назад публика освистала и
музыку и хореографию. Николай Рерих потом писал, что зрителям хотелось
выразить свои чувства, как самым примитивным из племен. Но дикий
примитивизм парижан не имел ничего общего с утонченным примитивизмом
наших предков, для которых ритм и жест были священными.
Танцевальное
представление сохраняет сюжет балета: приход весны и принесение жертвы
богу солнца; но сам танец строится именно на утонченном примитивизме: в
нем просматриваются и грубость, и простота, и жестокость и готовность к
пантомиме, поскольку языком тела в те далекие времена люди изъяснялись
лучше, чем словами.
Танцевали студенты Таллиннского университета, которым преподают Тийна Оллеск и Рене Ныммик.
Вторая
часть спектакля – «Мандала» - медитационные танцевальные размышления на
музыку Гигера, Сумера и группы Odium. Мандала – это сакральное
изображение, которое используется в буддийских и индуистских религиозных
практиках. Традиционно танец Мандала – способ познания самого себя,
путь к совершенству и гармонии.
Произведение исполнили танцоры
театра Хелен Рейтсник, Лаура Квелстейн, Дмитрий Круус, Герт Преэгель,
Симо Круусемент и Эндро Роосимяэ.
Композиция хореографов строится
на простом, казалось бы, приеме: скульпторы вдохновенно создают статуи,
идолы, кумиры, а потом оказывается, что их произведения столь
совершенны, что включаются в реальную жизнь; они ведь, и правда, словно
только на секунду замерли в танце и готовы в любой момент снова
продолжить движение… В финале представления на сцене появляются сами
Тийна и Рене; их дуэт - при всем его восточном колорите с цитатами из
индуистских народных танцев - отсылает нас и к европейским истокам:
легенде о Пигмалионе и Галатее. Скульптор, создавший идеальную статую,
восклицал:
- О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив!
Но
статуя была нема. Впрочем, мы знаем, что она потом ожила, и всё
кончилось благополучно. Так и случилось, когда на премьере в No99
кричали «Браво!»
Театр Fine5 – лауреат множества престижных
Международных конкурсов и хореографических фестивалей. Его пластическая
особенность в том, что он не переделывает человека в угоду технике, но
создает ту технику, которая соприродна внутреннему миру человека и дает
ему возможность высказаться в косноязычном мире непонимания. «Я очень
хорошо знаю, что я хочу сказать, и тело должно быть послушно моему
высказыванию», - так, вероятно, мог бы сказать любой танцор театра. И
один из спектаклей коллектива даже строится на том, что артисты говорят с
нами не только пластикой, но и произносят отдельные реплики. Но
приоритет, но максимальная выразительность остается все-таки за танцем…