Поздней осенью в Эстонии заработал портал vabalaud.ee.
Исполнительный директор проекта Кристель Ныммик говорит, что помимо
чисто практического назначения – через портал можно ознакомиться со
списком эстонских ресторанов и зарезервировать место в одном из них –
«Свободный столик» ставит перед собой и более высокую цель – улучшить
уровень ресторанной культуры и открыть иностранцам глаза на жемчужины
эстонского общепита.
Cобственно, именно беседа с одним из гостей Эстонии и подвигла
работающую маму двоих маленьких детей и главу эстонских сомелье изменить
решению, которого она твердо держалась уже несколько лет: не брать на
себя больше никаких обязательств.
Во время одной из поездок в июне этого года Кристель Ныммик
разговорилась в самолете с голландским бизнесменом, который посетовал,
что в ресторанном мире нет услуги, аналогичной гостиничному порталу
booking.com. Каждый раз, когда несчастный далеко не бедный гурман
попадал в Эстонию, портье в ответ на вопрос о месте, где можно хорошо
поужинать, отправляли его в разные, но одинаково сомнительные заведения.
Гвоздем же программы стала соседняя пивная. Кристель, работа которой
всегда была так или иначе связана с ресторанным и гостиничным бизнесом,
вознегодовала и поспешила спасать имидж любимой индустрии. И, возможно,
именно ей удастся то, что оказалось не по зубам ряду менее опытных ее
предшественников. Ведь ресторанный бизнес довольно закрытый, к чужакам
здесь относятся с недоверием.
Хобби, ставшее бизнесом
– Кристель, ведь ваш интерес к ресторанному миру далеко не ограничивается порталом vabalaud.ee?
– Мой интерес к миру еды и напитков проснулся еще лет 13-14 назад,
когда я работала в отеле «Олимпия». Я делала там, кажется, все возможные
работы, разве что на кухне не работала. И именно там я привыкла ходить в
ресторан. Плюс моя общественная должность – главы Эстонской ассоциации
сомелье – очень способствует развитию этого хобби.
– Такие долгоиграющие и довольно затратные проекты, как
vabalaud.ee, работающий на эстонском, русском, английском и финском
языках, не рождаются в один день. С чего все началось?
– Все началось с того, что мне и другим людям, которые сегодня связаны с
этим порталом, постоянно звонили знакомые и просили посоветовать то или
иное место, куда можно сходить поесть, называли свои условия, описывали
ожидания. И раз уж все равно приходилось постоянно давать советы, то я
подумала, почему бы, с одной стороны, не помочь еще большему количеству
людей, а с другой – почему бы не сделать из этого бизнес. В этом смысле
от первых мыслей до претворения идеи в жизнь прошли годы. Но сколько
веревочке ни виться, однажды нужные люди и средства собираются в одном
месте, потом разрабатывается программное обеспечение… Кстати, мы уже
видим, как можно усовершенствовать тот портал, что вы видите сегодня,
ведь мир кулинарии и мир веб-дизайна развиваются одинаково быстро.
– Кто сегодня ваш типичный клиент – откуда он родом, чего ищет?
– Сегодня чаще всего столики в ресторанах бронируют эстонцы, лет 30-40.
Мы ожидали, что женщин среди бронирующих будет подавляющее большинство,
однако оказалось, что женщины не считают за труд поискать и сравнить
предложения, мужчины же ценят быстроту и удобство выбора, поэтому мужчин
и женщин среди наших клиентов абсолютно поровну. Интересуют людей,
прежде всего, такие заведения, у которых есть свое лицо, поэтому и мы
при выборе ресторанов для сотрудничества ориентировались на сочетание
оригинальности и выгодных цен.
– Как вы отбираете рестораны, которые появляются на вашем портале?
– По-разному. Среди них есть довольно много мест, которые очень
нравятся мне самой. Потом мы смотрим, какие ключевые слова чаще всего
используются в поиске – какая кухня, кто из шеф-поваров представляет
интерес для людей. И есть заведения, которым мы именно на основании этой
информации позвонили и пригласили присоединиться. Некоторых из них еще
нет на портале, но мы уже договорились о сотрудничестве. Есть такие, кто
сами проявили инициативу.
– Приходилось ли вам отказывать заведениям, которые хотели присоединиться к вашему проекту?
– К сожалению, да, потому что сегодня в Эстонии нет ясного понимания
того, что такое ресторан. В принципе, если я продаю в своем магазинчике
сосиски и предлагаю покупателям их попробовать, то никто не может мне
запретить и этот магазинчик назвать рестораном. Но наш портал
ориентируется на заведения не ниже определенного уровня, поэтому мы были
вынуждены отказывать, когда к нам обращались из мест, больше
напоминающих кафе или паб. Хотя у некоторых из них вполне хорошие
перспективы, поэтому, если они будут развиваться в нужном направлении,
то однажды мы можем попробовать снова. Мы не хотим быть просто еще одним
рекламным каналом, мы хотим открывать потенциал места… А случалось, что
и нам отказывали в сотрудничестве…
– И по какой причине?
– Вряд ли нам готовы ее прямо назвать. Как правило, говорят что-то
вроде того, что ресторан не нуждается в дополнительной рекламе. Не
уверена, что получила хоть один до конца внятный ответ. Но с другой
стороны, ни один отказ до сих пор не был окончательным.
Вырваться из Таллинна
– Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны эстонских ресторанов? Умеют ли они себя подать?
– Есть рестораны, которым действительно нечего поставить в упрек. Их
маркетинг очень продуман. Но есть и такие места, которые словно бы не
могут решить, для кого они предназначены. Они словно бы и сами не знают
толком, в чем их сильные стороны. А ведь ни один проект не может
работать для всех.
Сегодня рестораны все больше отходят от выкрутасов в сторону простоты.
Ведь вкусно – это не обязательно экзотика. И обычный домашний мясной
соус можно сделать так, что пальчики оближешь. Но вообще-то, если бы
кто-нибудь точно знал, что делает ресторан популярным, этот человек стал
бы сказочно богатым.
– Клиенты интересуются в основном столицей или ищут рестораны и в других уездах?
– Ищут и очень много. Но vabalaud.ee пока сам не добрался до других
регионов. На данном этапе составление описаний ресторанов занимает очень
много нашего времени. Но мы хотим успеть в Пярну и Курессааре к началу
летнего сезона, в Тарту, надеюсь, появимся еще раньше. Кроме того, уже
сегодня у нас есть два заведения под Таллинном – в Кабернеэме и на пути в
Тарту.
– А если клиент звонит и интересуется рестораном, с которым у вас не налажены отношения, вы все равно ему поможете?
– Если говорить о Таллинне, то было бы не очень этично направлять
человека в ресторан, с которым мы не сотрудничаем. Но если речь идет о
провинции, куда мы пока не добрались по своей вине, тогда мы можем, так
сказать, на общественных началах порекомендовать такой ресторан, в
который клиент, скорее всего, захочет вернуться снова.
– Тут, я думаю, самое время спросить о том, насколько велика ваша команда.
– Наша команда совсем небольшая. Каждый день порталом занимаются два
человека – руководитель проекта и один оператор, который физически
оформляет заказы. С нами работают еще программисты, люди, помогающие нам
с рекламой и пиаром, но они не являются нашими постоянными
сотрудниками.
Стандарт с душой
На vabalaud.ee для всех ресторанов разработана стандартная
классификация: тип кухни, имя шеф-повара, меню и карта напитков,
расположение, количество дополнительных услуг, вроде стульчиков для
детей или доступа для людей в инвалидном кресле, возможности парковки и
оплаты – карточкой или наличными, видеоролик и фотогалерея, сделанные
командой портала. Здесь у всех равные возможности показать себя. И
только краткое описание концепции своего ресторана каждое заведение
пишет само, ведь душа места – это его люди.
Русская версия несколько лаконичнее эстонской, но это распространяется в
основном на текущие новости, что касается практической информации по
оформлению заказов, то все действительно работает интернационально.
Кристель заверяет, что и операторы, которые пока выступают посредниками
между рестораном и заказчиком, способны сносно обслужить клиента на всех
заявленных языках. «Пока» – потому что в будущем команда «Свободного
столика» мечтает обзавестись таким программным обеспечением, которое
позволило бы ресторанам самим указывать на портале в реальном времени
количество свободных мест, а людям – бронировать столики нажатием
кнопки. Есть на портале и возможность оставить отзыв о конкретном
ресторане или проекте в целом. Список ресторанов тоже постепенно растет,
приближаясь к установленной на данном этапе максимальной планке – 30
столичных заведений плюс региональные.
Для резервирующих столики клиентов услуга портала бесплатна, рестораны
тоже не должны платить за право размещать на портале информацию о себе,
однако они платят vabalaud.ee определенный процент от счета клиента,
попавшего к ним благодаря Кристель и ее помощникам. Но Кристель Ныммик
верит в то, что в долгосрочной перспективе «Свободный столик» станет не
только интересным и удобным для клиентов, но и приносящим стабильный
доход бизнесом.