Официально коллектив был основан 1 июля 1981 года, но юбилейным
объявлен весь нынешний сезон. На протяжении 20 лет главным дирижером
хора был Тыну Кальюсте, в 2001 году его сменил англичанин Пол Хилльер.
Ныне хор возглавляет Даниэль Ройс из Голландии. Тридцать лет в хоре поет
замечательная певица, сопрано Кайя Урб, знакомая многим как
исполнительница русских романсов. «Когда я пришла в хор в начале 1982
года, я не думала, что останусь в нем надолго, – говорит Кайя. – За это
время столько людей прошло через наш хор! Среди них и солисты оперы Айли
Ассони, Кяди Плаас, Мати Тури, Аннели Пеэбо... Состав хора менялся, в
первые годы было немного больше и сопрано, и басов, и альтов, и теноров,
чем сейчас. Последние 10-15 лет у нас в хоре 25 человек. Из первого
состава остались четверо: трое мужчин и я. Иногда к нам присоединяется
бас Аллан Вурма – тоже из первого состава...»
– Чем ваш хор отличается от других?
– Тыну Кальюсте хотел создать коллектив, артисты которого могли бы петь
не только в хоре, но и соло. Наш хор был создан на основе камерного
хора, который, в свою очередь, вырос из детского хора «Эллерхейн». Между
прочим, Тыну сам пел в «Эллерхейне», а руководил хором его отец Хейно
Кальюсте. В студенческие годы нашим камерным хором стал руководить Тыну.
– Основу репертуара и тогда составляла духовная музыка?
– Да, и надо было быть довольно смелым музыкантом, чтобы в те годы
исполнять духовную музыку, да еще и в церкви, где мы тоже пели. Мы очень
много исполняли Баха, барочную и еще более раннюю музыку. Диапазон был
широким, вплоть до Бриттена и композиторов XX века. Обычно концерт
состоял из двух частей: классической музыки и переработок эстонских
народных мелодий Вельо Тормиса.
– Многие эстонские композиторы посвящали хору свои
произведения. Вы ведь были первыми исполнителями «Канона покаянного»
Арво Пярта?
– Да, Арво Пярт – наш любимый композитор, мы давно с ним сотрудничаем.
Еще в начале 1990-х годов наш хор под управлением Тыну Кальюсте записал
«Te Deum», а недавно мы исполнили в Голландии «Плач Адама». У нас тесные
творческие связи с такими композиторами, как Галина Григорьева, Тойво
Тулев, Эркки-Свен Тюйр...
– Вы записали «Всенощную» Рахманинова, сочинения Кастальского,
Кедрова, Чайковского, у вас есть программы, посвященные русской духовной
музыке. Это сложно – петь тексты на церковнославянском языке?
– У нас всегда была в программе русская музыка, прежде всего благодаря
Тыну Кальюсте, который учился в Ленинграде. Конечно, для многих молодых
хористов петь на русском – задача не из легких. Как ни странно, тексты
на церковнославянском нам петь легче.
– Вы взяли в программу сложнейшее сочинение – «12 хоров на
стихи Якова Полонского» Сергея Танеева. Это по сути хоровая симфония,
размышление о смерти, которое не каждому и русскому коллективу под силу
исполнить...
– Это был выбор Тыну Кальюсте. Мы предложили ему подготовить с нами
акапельную программу. После «Канона покаянного» и «Всенощной» мы давно
не пели с ним а капелла. Нам всем нравится русская музыка. Как говорит
главный дирижер, она хору очень подходит: в звучании наших голосов
ощущается своеобразный сплав славянских красок и западных традиций.
– Вы с хором объездили чуть ли не весь мир. Только в Антарктиде не были...
– И в Африке. Есть еще белые пятна на карте, хотя гастролируем мы очень
много. Недавно представили эстонскую программу в Берлине, исполнили
«Реквием» Моцарта и «Плач Адама» Пярта вместе с ЭГСО в Голландии. До
этого в Зальцбурге вместе с прекрасным дирижером Марком Минковским спели
«Магнификат» Баха и одну из «Литаний» Моцарта. А на следующей неделе
едем в Петербург с нашей новой русской программой.