В пятницу в Рахманиновском зале консерватории в рамках личного абонемента пианиста Алексея Любимова впервые в России была исполнена Четвертая симфония Арво Пярта. Это произведение в прошлом году вызвало сенсацию — не столько тем, что это первая за 36 лет симфония всемирно известного эстонского композитора, сколько своим посвящением "Михаилу Ходорковскому и в его лице всем бесправным узникам в России". Алексей Любимов рассказал Сергею Ходневу о том, как и зачем она попала в его программу. — В какой момент в программе концерта появилась именно Четвертая симфония и чья это была инициатива?
— Это абонемент, составленный мной из двойных портретов современных композиторов, которые объединены общей идеей, выраженной в заголовке абонемента: "Выйти за пределы — прикоснуться к реальности". То есть программу составлял я по согласованию с теми исполнителями, которых мне удалось заполучить, в данном случае это были хор "Духовное возрождение" Льва Конторовича и оркестр Musica Viva Александра Рудина. Идея исполнить именно эту симфонию мне пришла в голову в начале осени. Изначально были объявлены другие вещи, камерные, но мне попала в руки запись симфонии, и я решил, что это будет очень актуально и в смысле посвящения симфонии, и в плане ее первого исполнения в Москве именно в рамках пяртовской программы. Исполнители сразу откликнулись, очень помог сам композитор, который ради этой премьеры приехал в Москву.
— Но на самой премьере его не было?
— Нет, на самой премьере он не смог быть, но он был на репетициях.
— Интерес, который вызывает эта симфония, в основном связан с ее посвящением. Как вам кажется, не заслоняет ли это ее музыкальных достоинств?
— Сам я музыку оцениваю только в смысле ее чисто музыкальных свойств и, конечно, еще по тому, какое место она занимает в творчестве того или иного композитора и что она говорит нового. Поэтому все внешние аспекты — будь то гражданские или политические — для меня лично представляют здесь абсолютно второй план. Хотя Пярт сам недвусмысленно говорил, что он думал о Ходорковском, когда писал симфонию. Мне сложно оценивать происходящее, я не политик и не правовед, но в любом случае этот суд мне, как и многим, кажется несправедливым и не учитывающим многих обстоятельств. Но симфония и без посвящения звучит очень сурово, очень драматично, даже трагически, и это какие-то новые ноты в творчестве Пярта, которые, мне кажется, обусловлены еще и предыдущими его сочинениями, это линия, соединяющая очень строгую арифметическую пропорциональность и выверенность его произведений с абсолютно открытыми эмоционально и очень сильными эпизодами, которые начинают появляться начиная с его "Lamentate" 2002 года.
— Насколько велики шансы этой симфонии попасть в наш регулярный концертный репертуар?
— Я очень надеюсь, что дирижеры проявят интерес, хотя, к сожалению, многие дирижеры, работающие у нас, к современной музыке обращаются плохо и не умеют ее играть. Вообще, как правило, оркестры очень стремятся в таких случаях получить какое-то исключительное положение — исполнить вещь в первый раз, например, а потом современные произведения редко становятся репертуарными произведениями в том же смысле, что и симфонии Брамса или Бетховена, потому что, к сожалению, редко получается повторить это событие. Да и композитор заинтересован прежде всего в исполнении новых вещей. Но, конечно, в Москве обязательно надо исполнить эту симфонию в большом зале и с симфоническим оркестром — как именно это получится, сложно сказать. Остается надеяться, что ее исполнение (наряду с другими сочинениями Пярта, конечно) могло бы быть приурочено к 75-летнему юбилею композитора, который будет отмечаться в сентябре следующего года.