Герои Достоевского вскоре обретут новую жизнь на сцене Русского театра в
балете Май Мурдмаа на музыку Арво Пярта «Преступление и наказание». Это
второе обращение эстонского хореографа к роману великого русского
писателя. Многие таллиннские и немецкие театралы помнят поставленный ею в
1990 году балет «Преступление и наказание» с примой Большого театра
Людмилой Семенякой в роли Сонечки Мармеладовой и Юрием Екимовым в роли
Раскольникова.
– Почему вы решили вновь обратиться к роману Достоевского 20 лет спустя?
– Благодаря Сергею Упкину. Он давно хотел со мной работать, и я искала
подходящую для него роль, которая была бы интересна и актуальна сегодня.
Так как у меня нет своей труппы, я должна была думать и о том, как
ограничиться малым составом исполнителей. Когда-то я собиралась ставить
«Преступление и наказание» для Михаила Барышникова, с которым мы в
Америке практически вместе создали балетное либретто. Но потом по ряду
причин этот замысел не реализовался, и я стала ставить балет в театре
«Эстония». Конечно, нельзя сказать, что Барышников и Упкин похожи, но
хореографический рисунок главной партии очень подходит такому
танцовщику, как Сергей Упкин. Он настолько свободно владеет техникой,
что я смогла усложнить и укрупнить его партию, включив в балет новый,
очень важный по смыслу монолог, в котором Раскольников размышляет,
«тварь ли он дрожащая или право имеет», и в конце концов решается на
преступление.
– Насколько балет способен передать смысл и сюжетные перипетии романа?
– Разумеется, я не стремилась следовать фабуле, для меня главным было
передать суть романа, его идею – очищение через страдание. Я взяла
только одну сюжетную линию и три образа – Раскольникова, Соню и Порфирия
Петровича. Это не драмбалет с четким сюжетом и актерской игрой, а
психологическая танцдрама, в которой все выражено хореографическими
средствами. В отличие от первой версии здесь нет массовых сцен, только
монологи и дуэты, поэтому спектакль получился более концентрированным и
глубоко психологическим. В сценографии используются два символа, между
которыми мечется Раскольников: кровь и вода. По ходу действия звучат
колокола, но главное – это музыка Пярта, которая удивительно передает
атмосферу спектакля и помогает понять происходящее.
– Какие сочинения Арво Пярта вы взяли? Вы советовались с ним при выборе музыки?
– Я показывала ему, какой составила музыкальный ряд, но в выборе музыки
он участия не принимал. Арво потом смотрел спектакль. Я использовала
его ранние работы: Первую и Третью симфонии, «Credo». И, конечно,
«Aline» – это лейтмотив Сони.
– Кто исполняет роли Сонечки и Порфирия Петровича?
– В роли Порфирия Петровича – характерный танцовщик Виталий Николаев.
Думаю, эта роль как раз для него. Сонечку танцует Эве Андре, с которой
мы вместе делали «Антигону» в Эстонской драме – это была просто
выдающаяся работа. Сейчас у нее очень сложная задача: найти в себе и
суметь выразить беззащитность и силу одновременно. И внутреннюю,
духовную чистоту.
– Что бы хотели сказать этим спектаклем?
– Что сила – в Боге, в вере. И человеку, который искренне покаялся и
очистился от греха, ничто не страшно в жизни – ни Сибирь, ни каторга. Мы
должны ежечасно, ежеминутно размышлять над тем, правильно мы поступили
или нет. Ведь наша задача в жизни – стараться очиститься от скверных
мыслей и поступков. И Раскольников благодаря Соне приходит в итоге к
нравственному очищению.