Несмотря на докризисный "строительный бум", когда жилой фонд в странах
Прибалтики пополнился за счет новых многоквартирных домов, а в разных
местечках Латвии, Литвы и Эстонии, как грибы, выросли целые коттеджные
поселки, львиная доля населения по-прежнему живет в домах, построенных в
советское время.
В условиях суровых цен на энергоносители перед руководством стран
Прибалтики встал закономерный вопрос - как поступать с неэффективными с
точки зрения затрат на энергию домами советского периода. Ответ
напрашивался сам собой: единственное спасение - это тотальная реновация.
Капитально отремонтированные дома не только сберегают энергию, а зимой
цена на отопление ненамного превышает плату в новостройках, реновация -
это еще и модная общеевропейская тенденция. Корреспонденты ИА REGNUM
проанализировали, как проходит реновация в Латвии, Литве и Эстонии.
Сегодня, 3 июня, агентство опубликовало очередное, ставшее уже
традиционным, сравнение стран Прибалтики по различным категориям.
Мы
приводим ту часть материала, которая касается Эстонии.
Эстония
После того как потребительские цены на электроэнергию и отопление
совершили в Эстонии за полтора десятилетия головокружительный прыжок в
десятки тысяч процентов, достигнув, а по сравнению с отдельными, и
превысив соответствующие расценки в странах - старых членах Евросоюза,
Эстонии пришлось напряженно оглядываться по сторонам в поисках выхода из
явно тупиковой ситуации. Ведь очевидно, что цены на энергоносители
продолжат свой рост, как и привязанные к ним грабительские налоги и
акцизы, а значит, чем дальше, тем все дороже и дороже будет обходиться
одна и та же услуга по отоплению и обслуживанию жилого дома.
Стоит
добавить, что в Эстонии нет льготного налогообложения на тепло и
электропотребление, поэтому рядовой житель - от ветерана войны до
матери-одиночки - оплачивает по полной все счета за эти услуги, которые
могут достигать до 20-30% всех его расходов. Ситуацию усугубляет и
естественное старение жилого фонда Эстонии.
Жилой фонд Эстонии состоит
на 2/3 из многоэтажных домов и на 1/3 из индивидуальных домов из расчета
на жилую площадь. Проведенные исследования показали, что средний
возраст индивидуальных домов превышает 50 лет, а многоквартирных
панельных домов - в среднем 25-30 лет. Возраст прочих жилых домов
колеблется в очень больших пределах, например, у деревянных домов в
старых жилых районах - до 100 лет.
По данным Министерства окружающей
среды Финляндии, здания, построенные в Эстонии до 2000-х годов, в
большинстве своем энергетически неэффективны. Как следствие, Эстония
тратит в 2-3 раза больше теплоэнергии, чем Северные страны, хотя и
находится в более теплом климатическом поясе. Среднее годовое
потребление энергии в жилых домах Эстонии составляет 200-400 кВт/кв.м, а
в развитых промышленных странах с аналогичным климатом - 150-230
кВт/кв.м.
Согласно Директиве ЕС об энергетической эффективности зданий
2009/28/ЕС, к 2009 году Эстония обязана была выработать и внедрить меры
по увеличению эффективности потребления энергии в домах. Такие меры были
приняты и заключались они в предложении владельцам жилых домов так
называемого "реновационного кредита". Схему его внедрения разработали
Министерство экономики и коммуникаций Эстонии и государственное Целевое
учреждение гарантирования кредитов и экспорта KredEx совместно с
немецким Банком Развития KfW Bankengruppe. Само финансирование и возврат
кредитов будут производиться через эстонские филиалы шведских
финансовых групп Swedbank и SEB.
Средства на реновационный кредит поступают из структурных фондов ЕС, а
также из Банка Развития Европейского Совета, что позволяет официальным
лицам Эстонии, а больше остальных - одному из трубадуров реновации
зданий министру экономики и коммуникаций Эстонии Юхану Партсу,
утверждать, что данный кредит является "льготным" с более
продолжительным сроком возврата (до 20 лет).
Очень важная деталь:
собственное финансирование жилого дома должно составлять не менее 15%, а
максимальный порог не уточняется, при этом его можно покрыть
параллельным банковским займом. Созданы возможности для получения
жилищной субсидии многодетным семьям, а также субсидии на проведение
энергоаудита и строительной экспертизы. Целью выдачи реновационного
кредита является поддержка реконструкции жилых домов и улучшение
энергетической эффективности как минимум на 20% в жилых домах площадью
до 2000 кв.м и минимум на 30% в жилых домах площадью более 2000 кв.м.
Кредит может получить лишь дом, построенный до 1993 года. С чем связана
такая градация, не уточняется. Также обязательным предварительным
условием является проведение официального энергоаудита дома.
Начиная с 27 сентября 2010 года KredEx начал предоставлять пособия на
реновацию многоквартирных домов в размере 15-35% от общей стоимости
проекта по реконструкции. К сожалению, прошло слишком мало времени,
чтобы сообщить, сколько жилых домов "получили" реновационный кредит, но,
очевидно, что в период экономического кризиса при высокой безработице и
крайне жестких требованиях к выдаче банковских кредитов желающих
оплатить реализацию "модной фишки" будет в Эстонии немного - куда проще
экономить на отоплении и освещении, чем влезать в многолетний кредит.
Как предполагают эксперты, основными потребителями идеи эффективного
энергосбережения в Эстонии окажутся покупатели новых домов, где эти
требования уже реализованы на уровне начального планирования. Стоит
также еще раз подчеркнуть, что эстонское государство даже не
рассматривает вопрос о снижении налогов и акцизов на
теплоэлектроэнергию, считая, что потребителю при таких сумасшедших
расходах придется брать реновационный кредит - рано или поздно, но
придется.
Стоит также отметить, что широко разрекламированная инфокампания по
обновлению жилых домов в декабре 2010 года "получила удар под дых" с
самой неожиданной стороны. Так, Эстонский союз квартирных товариществ и
Таллиннская техническая высшая школа (Tallinna Tehnikakоrgkool)
завершили исследование "Строительно-физическое состояние обновленных
жилых домов, находящихся в эксплуатации не менее одного года", в котором
выяснили, что самые большие проблемы в обновленных домах обусловлены
недостаточным воздухообменом, который, в свою очередь, обусловлен
ненадлежащей или неисправной системой вентиляции. В результате
недостаточного воздухообмена в квартирах наблюдался высокий уровень
относительной влажности воздуха и концентрации углекислого газа. Все это
представляет опасность для здоровья людей. Отмечалось, что многие
владельцы домов "сэкономили" на необходимых расходах по планированию
утеплительных работ и их очередности, да и использованные строительные
материалы и технологии не всегда соответствовали типу обновленного дома.
Плюс ко всему - классический строительный брак и небрежность.
Впрочем, есть и суперхорошая новость: Эстония с 2009 года начала очень
удачно продавать международным партнерам свои квоты на выбросы
углекислого газа, получая за это если не "живые деньги", то привязанные к
конкретным проектам модернизации и реновации зданий и объектов
недвижимости (свалок, дорог, коммуникаций, земельных участков и прочее)
солидные контракты с теми же западными субподрядчиками на десятки
миллионов евро. В результате, уже сейчас в Эстонии начинается реализация
ряда реновационных проектов на "углекислородные средства": десять
объектов на общую сумму 34 млн. евро, среди них такие, как здание
библиотеки Тартуского госуниверситета, здание МИД Эстонии, здание
интерната в Паннурме, учебные корпуса Морской Академии, Сельзохакадемии,
профтехучилища в Силламяэ и других. Обновить планируется как фасад и
крышу, так внутренние коммуникации, электросистему, отопительную
систему, заменить окна и прочее. На этапе подготовки и планирования
такой реновации сейчас находятся еще более 200 объектов недвижимости.
Понятно, что "халявные деньги" правительство Эстонии направляет
исключительно в государственный и муниципальный сектор недвижимости,
оставляя частному сектору "реновационный кредит".
Согласно Директиве ЕС об энергетической эффективности зданий
2009/28/ЕС, новая версия которой была утверждена в мае 2010 года, к 2021
году все здания в Эстонии и в других странах-членах ЕС должны
соответствовать требованиям энергосбережения и энергоэффективности. Как
Эстония уложится в этот срок при явно прохладном отношении владельцев
домов, непонятно. Пока выполнение этой директивы для владельцев частных
домов не является обязательным, так как помимо сомнительного пряника -
реновационного кредита, у властей есть и конкретный кнут - высокие цены
на энергоносители, подкрепляемые сверху еще более каннибальскими
налогами и акцизами. Одновременно в Эстонии проводится массированная
рекламная кампания в СМИ о "позитивной зеленой энергии" и
"фантастических успехах науки и техники в сфере энергоэффективности", а
старые дома и жизнь в них иронично высмеиваются, как и люди старых
взглядов и привычек. Для координации информационно-рекламной
деятельности создан государственный Центр компетенции энергосбережения
(ESK).
Поэтому нельзя исключать, что через какое-то время власти, убедившись,
что даже высокие цены не толкают квартирные товарищества и хозяев
хуторов и отдельных домов в ярмо "реновационных кредитов", объявят такой
переход обязательным. Принуждение сразу принесет результат, ведь 96%
жилого фонда Эстонии находятся в частной собственности.
Очевидно, что исполнение директивы означает фактическое принуждение
сотен тысяч владельцев домов и квартир в рамках ЕС к реновации своей
недвижимости. Для всего Евросоюза, промышленно-финансовых групп и
нуждающегося в мощном стимулировании рынка строительных услуг директива
воистину золотая, так как означает огромный объем работ и получение
стабильного дохода в ближайшие минимум 10 лет. Неплохое подспорье для
евроэкономики!
И последнее. В каком-то смысле высокие мировые цены на энергоносители
становятся "стратегическими партнерами" директивы ЕС и стоящих за нею
групп интересов. Ведь если цены будут падать, то какой смысл во всей
этой кутерьме с энергоэффективностью?