СМИ: Эстония выигрывает битву за транзит из Казахстана у Латвии и Литвы
Визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Таллинн в прошлом
месяце можно расценивать как победу Эстонии над Литвой и Латвией в битве
за транзит груза из Казахстана. Такой вывод делают журналисты ИА REGNUM из комментария посла Казахстана в Эстонии Галымжана Койшыбаева, который также возглавляет дипмиссии Казахстана в Литве, Латвии и Финляндии.
По их мнению, Эстония из трех стран Прибалтики на сегодняшний день
расценивается Казахстаном как наиболее подходящая страна для транзита
своих грузов.
ИА приводит комментарий Галымжана Койшыбаева полностью.
С чем был связан визит Нурсултана Назарбаева в Эстонию, каковы итоги визита?
«В широком смысле государственный визит президента Казахстана
Нурсултана Назарбаева в Эстонию, состоявшийся по приглашению главы
эстонского государства в апреле 2011 г., находится в русле стремления
Казахстана на расширение сотрудничества с Европейским Союзом. Вы знаете,
что у нас принята соответствующая государственная программа "Путь в
Европу". Среди стран Евросоюза государства Балтийского региона занимают
для нас особое место. Мы нацелены на дальнейшее всемерное расширение
имеющихся контактов.
В контексте двусторонних отношений должен отметить высокую динамику
политического диалога между нашими странами. Еще в 2004 г. президент
Эстонии Арнольд Рюйтель посещал Казахстан. В этом смысле визит главы
нашего государства в Эстонию носил плановый, ответный характер. В свою
очередь, благоприятной почвой для визита стала активизация двусторонних
отношений в последние два-три года. Так, в 2008 г. состоялся официальный
визит в Казахстан министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта,
премьер-министр Эстонии Андрус Ансип дважды посещал Астану с официальным
визитом в 2009 г. и в рамках Саммита ОБСЕ в 2010 г.
К слову сказать, Эстония стала одной из немногих стран ЕС, с которой в
условиях мирового экономического кризиса нам удалось нарастить
товарооборот (по итогам 2010 г. - рост на 37,2%). Мы заинтересованы в
продолжении этой тенденции. В определенной степени этому способствовал
механизм регулярных экономических консультаций в виде
межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству,
работа которой позволила выявить своеобразные точки роста. Среди
перспективных направлений нашего сотрудничества можно назвать
транзитно-транспортную сферу, энергетику и отрасль инфотехнологий. По
итогам визита главы государства в Эстонию был подписан целый ряд
документов о сотрудничестве в этих сферах. Значительный интерес для нас
представляет передовой опыт Эстонии по развитию
информационно-технологической инфраструктуры, особенно в части работы
электронного правительства, оказания электронных услуг населению.
Кроме перечисленных отраслей, большой потенциал для развития
сотрудничества представляет сельское хозяйство. Казахстан - одно из
немногих государств, которое может развивать экспорт своей
сельхозпродукции. В рамках государственной программы по развитию
животноводства мы осуществляем масштабные закупки племенного скота
мясного и молочного направления. Поэтому сотрудничество в области
переработки сельхозпродукции, развития племенного животноводства
является весьма перспективным.
Если добавить к этому возможности расширения культурно-гуманитарных
связей в виде студенческих обменов в рамках межвузовского
сотрудничества, то мы увидим, насколько многоплановыми являются связи
между нашими странами.
Означает ли это, что Казахстан рассматривает Эстонию как
наиболее удобную страну Прибалтики для осуществления транзита грузов?
Проще говоря, проиграла ли Литва и Латвия конкуренцию Эстонии за транзит
грузов из Казахстана и именно Эстония выбрана главной площадкой?
«Конечно, мы заинтересованы во взаимовыгодном использовании
возможностей и инфраструктуры балтийских портов. И это не просто
декларация - в ряде мест уже имеется казахстанское присутствие. Для
этого есть все основания: это и растущий объем товарооборота Казахстана с
развитыми странами, и дружественный характер отношений со странами
Балтийского региона. Безусловно, при выборе того или иного порта
казахстанские компании будут руководствоваться, прежде всего,
экономическими интересами. Вместе с тем, многое - в руках самих портовых
компаний. Ведь степень привлекательности местных портов для
казахстанских предпринимателей во многом будет зависеть от уровня и
условий предоставления услуг. Конечно, главной составляющей при выборе
портовых мощностей остается тарифная политика. В этой связи, хотел бы
обратить внимание на потенциальные возможности, которые открываются в
связи с запуском Таможенного союза Казахстана, Белоруссии и России.
Фактически речь идет о формировании таможенной границы между Казахстаном
и Евросоюзом. Должен сказать, что создание Таможенного союза уже
принесло Казахстану первые позитивные результаты. По итогам первого года
работы этого интеграционного объединения объем торговли Казахстана со
странами Таможенного союза в 2010 году вырос на 28,1% и составил почти
20% от общего товарооборота страны. Мы заинтересованы в продолжении этой
динамики и наращивании объемов экспортных поставок за рубеж, в том
числе за счет роста транзита грузов через балтийские порты».