Приметой сытых предкризисных лет было, например, строительство
современного квартала Ротерманна и громкое открытие там массы
неоправданно дорогих магазинов. Приметой «как бы посткризисного» – тихое
исчезновение большинства этих магазинов и аутлеты и секонд-хенды,
наводнившие центр Таллинна.
К точкам, торгующим вещами б/у, люди относятся по-разному. Одни рыщут
по ним в поисках чего-нибудь оригинального, другие брезгуют туда даже
зайти. Одни подчеркивают свою непритязательность, другие согласны
переплачивать – лишь бы вещь была из «приличного» магазина. Одни громко
хвастаются дешевизной покупки, другие ни за что не признаются в том, что
их нога переступала порог «хендюшника». А у третьих просто нет выбора.
Но вот вдруг все заговорили о том, что торговцы гуманитаркой совсем
совесть потеряли и «юзаные» вещи поднялись в цене так, что она стала
сопоставима с ценой вещей новых. А мы решили выяснить, правда ли это, а
заодно – может ли «благородный человек, находящийся в затруднительном
положении», одеться в секонд-хенде и не потерять при этом лицо.
Итак, журналист получил задание и отправился его выполнять. Но
журналист один, а магазинов много, поэтому четыре часа рабочего времени
были убиты на экспедиции в двух направлениях от центра города, благо
жители спальников прекрасно знакомы со своей инфраструктурой.
День первый: вдоль по Тартуской
А точнее, по Тартускому шоссе. Без колокольчика и без сушки, прямо в
магазин Humana. Потому что homo sum et nihil humanum a me alienum puto.
Ставлю себя «в предлагаемые обстоятельства»: семья, состоящая из папы,
мамы и двух разнополых и разновозрастных детей, внезапно лишается всей
одежды и получает на ее покупку небольшую сумму. Задача: одеться пусть
скромно, но прилично, чтобы можно было в этом появиться на работе
(предположим, что родители по роду своей деятельности постоянно мелькают
на людях – например, журналист и учительница) и в школе или детском
саду. Побочная цель – обнаружить что-нибудь дешевенькое, но
эксклюзивненькое.
Итак, мужские рубашки. Но на очень маленьких мужчинок: более крупных
особей придется одевать не здесь. Цены – от 4.90 до 12.90. Шерстяные (?)
поло – от 12.90. Это навскидку, если бы я проверяла каждый ценник, то
сидела бы там до сих пор. И еще скажу сразу, что все цены здесь
оканчиваются на «90» (такая вот замануха), поэтому в дальнейшем буду
округлять. Куртки – от 13 до 20 с гаком евро, джинсы – от 11 до 30.
Правда, на многие товары скидка 30 процентов.
Женские блузки-футболки – от 6 евро, типа парадно-выходные (в блестках и
пайетках) до 14 евро. А вот висит майка, в далеком прошлом белая – за
10, застиранная и страшная. Но зато от Кальвина Кляйна. Кожаные брюки –
за 50, джинса, вельвет и прочее х/б – от 6 до 25, юбки – от 5, шерстяные
трикотажные кофты-свитеры-джемперы – от 8. Если у трикотажа был шанс
сваляться и покрыться катышками, он использован процентов на 70.
Детские вещи практически все от 3 до 10 евро. Выбор невелик, на
подростков вообще ничего не нашла. Зато обнаружила корзину с... бельем.
Выудила оттуда потертый бюстгальтер грязно-розового цвета: мама дорогая,
почти 10 евро! Осторожно, двумя пальцами, выудила трусы – 6 евро.
Забегая вперед, скажу, что вечером не поленилась и заехала в
Säästumarket, так там бюстгальтеры продают по 2.79. Прямо скажем,
красоты в них тоже нет, но хоть новые. А в Seppälä буквально давеча
вообще была акция – все лифчики по 9.90: без особых выкрутасов, но любых
размеров и вполне себе приличные, не чета розовому безобразию.
И еще одно: запах. Не знаю, вещи его источают или старое здание, но
настроение он портит – так пахнет нищета. И я решила, что несчастная
голая, но интеллигентная семья здесь одеваться не будет: оно того не
стоит. Кроме того, журналиста в таком виде не пустят в солидное
учреждение, а учительницу задразнят ученики. Об эксклюзиве лучше забыть,
не считая веселенького свитера в снеговиках для молоденькой девушки. А
следующим пунктом назначения был магазинчик с говорящим названием Odav
Kaup.
Второй круг
Здесь продают всё – посуду и прочую кухонную утварь (порой цена идет на
центы), платья по 4 евро, игрушки, обувь... Кожаная, аккуратно
поношенная пара стоит 9.59, а кожзам – 2 евро. Большая корзина,
наполненная товаром по 5 евро: в ней нужно копаться и, может быть,
«навозну кучу разгребая»... Но я копаться не стала. Галстуки, картинки,
статуэтки, старинные фотографии невесть чьих предков... А мне семью
одевать надо. Короче, ушла я оттуда и пошла на Центральный рынок:
сравнивать цены с «Хуманой». Так вот, на рынке пусть турецкие, китайские
и бог весть какие еще, но новые вещи по ценам часто вполне сопоставимы с
секонд-хендом.
А неподалеку – еще один магазин: Teise Ringi Kaubad. Тут тебе и мебель
(85 евро за диван дерматиновый, но целый, и 8 евро за диван кожаный, но
драный), и пластинки, и ковры, и детские коляски, и одежда, и обувь.
Есть туфли итальянские, кожаные, слегка ободранные. Стоят 4 евро. И
столько же – неободранные, но из кожзаменителя.
Мужские рубашки от 1.50 до 3, свитеры – от 4.20, джинсы – от 5 евро.
Вдоль стены стеллаж с детской одеждой (все – по 96 центов). Свалена она
как попало, и опять же надо копаться: может, жемчужное зерно и
обнаружится. Но кое-что висит, и среди этого кое-чего мною был обнаружен
вполне приличный джемперок на трехлетнего ребенка ценой в 2 евро.
Хорошо, это можно взять.
А вот и товары для дам. Все такое же затрюханное, как и в «Хумане», но
если там все же встречаются более-менее интересные экземпляры, то здесь
впечатление такое, что наряды перекочевали через дорогу, с рынка. Купили
там кофту с люрексом, пожулькали, потерли – и приволокли в магазин. Но
вот кожаная куртка, которая когда-то была очень хорошей, а цена ей 7
евро. А вот итальянская джинсовая куртка за 3, но очень маленького
размера. И запах в магазине «хуманный», но не гуманный. Семья остается
практически нагой, мысль об эксклюзиве тает как утренний туман.
На обратном пути в редакцию захожу в комиссионку. Ура! Здесь пахнет
нормально. И товар более обнадеживающий. На часть пальто и курток
скидка, но и без учета ее замшевое пальто стоит 37.50, а неимоверной
красоты и только слегка поношенное кожаное – 50 евро (такого плана новые
вещи стоят несколько сотен). Платья-пиджаки – от 5 до 25, обувь –
15-20, сумки, причем кожаные – до 30 евро. Брюки – 3-15, кофты-свитеры –
в среднем 6, джинсы – 6-15 евро. Детской одежды не много, мужской не
увидела вообще. Зато есть одежда абсолютно новая, с родными бирками.
Одним словом, тут можно кое-чем поживиться. Усталая, но довольная,
возвращаюсь в редакцию.
День второй: Нарва-маантеэ и в окрестностях
На подступах к Нарвскому шоссе есть магазин Säästur 1, в котором
продается как одежда новая, так и не очень. Пара кронштейнов занята
изделиями шведской фирмы Н&М. Блузки и прочие «топы» – 9.90-25.90
(здесь тоже заправляют поклонники лихих «девяноста», поэтому начинаю
округлять). Джинсы – 10-26, куртки – около 40, свитеры – 15-26. Далее –
фирма Zizzi: кофты, джинсы, блузки, свитеры – в среднем по 20 евро.
Разноцветные перчатки по 1 евро пара, а вот – внимание! – женское
белье, тоже новое: бюстгальтеры по 3.50 и трусы по 2.50. Это вам не
«Хумана». Есть и детское белье: трусики 1.90, носки – 70 центов. Хорошо,
это всё берем. Но детской одежды больше на маленьких. Мужчинам здесь
тоже особо разгуляться негде, разве что опять же некрупные обретут
рубашку (от 7 до 9) или джемпер (около 10 евро). Зато одежда б/у внушает
больший оптимизм, чем увиденная вчера, встречаются и более-менее
интересные модели. Постоянным клиентам здесь на большую часть товара
предоставляется скидка 10 процентов.
Но вернемся в «Хуману», пусть и другую, расположенную на Нарва-маантеэ и
отличающуюся в лучшую сторону от «тартуской». Воздух здесь довольно
свеж и чист (на поцелуй ребенка не тянет, но за подростковый сойдет),
выбор побогаче, одежда посохраннее, но цены те же и ничего
оригинального. А у дверей поджидает конфуз под названием «одежда для
беременных». Я, конечно, понимаю, что беременность бывает разных сроков:
можно быть беременной уже целых два дня. И, видимо, именно на таких и
рассчитаны сарафаны в обтяжку (не надейтесь, что из эластичной ткани) и
приталенные кофточки. Для тех же, кто пребывает в интересном положении
дольше, предназначены наряды просто прямого покроя.
Иду дальше и вижу магазин Riidepuu. Первое, что выгодно отличает его от
обеих «Хуман», это некий уют, интерьер и упорядоченность: одежда висит
не как попало, а строго по размерам – от XS до XXL, отдельно детская
(рост «до») и подростковая (рост «от» и «до»), что весьма удобно. Цены
начинаются с 5 евро, выбор большой. Кожаные туфли в хорошем состоянии –
12-13 евро. Приличный свитер для подростка – 7.50, джинсы – от 5.75,
средняя цена рубашки для мальчика – 5 евро, топики для девочек – от
3.50.
Здесь, пожалуй, для семьи что-то можно найти, благо искать нетрудно.
Так что лучше тут порыскать, чем два часа ковыряться в корзинах со
сваленными как попало вещами разных размеров. Да и персонал в этом
магазине приветлив, не чета суровым неулыбчивым «хуманным» продавщицам.
Подсчитали – прослезились
И пошла я, солнцем палимая, на работу. А пока шла, размышляла и делала выводы.
1. Большей частью цены в магазинах б/у такие, что для постоянного
отоваривания здесь могут быть только две причины: либо человек не бывает
в других магазинах и искренне считает, что в «хендюшнике» всегда
дешевле, либо не менее искренне, всем сердцем, любит то, что до него
основательно поносил кто-то еще.
2. Может быть, в обойденных мною «секондах» что-то интересненькое и
встречается, но для того чтобы его найти, нужно бросить работу и часами
рыться в совершенно непонятных кучах. Но слишком велика вероятность
того, что это интересненькое давно нашли без нас, еще при сортировке, и
отнесли в магазин рангом повыше (взяли себе, продали знакомым – нужное
подчеркнуть). Кроме малоперспективности занятия, рытье это будет
отягощено тем, что редкий магазин берет на себя труд разделить одежду по
размерам.
3. Вероятно, любителям оригинальных вещиц и мастерам переделок стоит
искать сокровища не по магазинам, а по барахолкам, то есть в таких
местах, где продажа совершается напрямую, без посредников.
4. В «дешевых» магазинах есть смысл покупать что-то детское, и не
только потому, что на детях все горит, а потому, что там оно
действительно дешевле. Кроме того, среди детских товаров встречаются
новые или практически новые вещи.
5. Что касается женщин (с мужчинами сложнее), то в том же центре города
существуют небольшие магазины – как аутлеты, так и бутики, – в которых
торгуют абсолютно новыми, фирменными вещами, произведенными в
Скандинавии, Германии, Италии, Франции (не просто «сдизайнированными»,
но «Made in China», а именно произведенными). Цены и изначально могут
быть невысокими, а уж в пору скидок вполне реально приобрести джемпер,
сарафан, брюки или платье из натуральных тканей по цене «секонда» – 5-15
евро. От больших универмагов и торговых центров, в которых тоже бывают
неплохие скидки, в том числе и на обувь, эти магазинчики выгодно
отличает то, что вещи там существуют в одном или нескольких экземплярах.
Человеку напрямую
Другое дело, что шопинг в Эстонии вообще не слишком хорош – для бедных
дорого, для богатых ассортимент не тот. Еще одна нескладуха
отечественной торговли заключается в том, что полным трудно найти одежду
для полных, а худым – для худых: если кому-то что-то нравится, то оно
обязательно не его размера (как у нас добиваются такого эффекта –
загадка). Но исходя из того, что мы имеем, итог не в пользу «секондов»
как основного места добычи одежды: с учетом цен на товары и трудоемкости
занятия. А судя по количеству народа, точки б/у пользуются куда большим
успехом, чем магазины, не позиционирующие себя как дешевые.
Одна из причин такого парадокса кроется в том, что люди, стесненные в
средствах, в такие магазины заходить просто не решаются: их отпугивают
нарядные витрины, им кажется, что на них будут коситься продавцы... Но
на самом деле продавцы здесь, зачастую являющиеся и владельцами, куда
приветливее и любезнее, чем в «Хуманах», поскольку либо воспитаны
соответствующим образом, либо работают на себя, а не на чужого дядю. И
они с радостью помогают найти подходящее – и по стоимости, и по размеру.
Вообще же идея «секонд-хенда», равно как и лозунг «от человека к
человеку», очень даже неплоха, жаль только, что она у нас
дискредитирована: ну не может человек продавать себе подобному сильно
ношенные вещи по цене новых. А он и не продает. Этот передающий человек
не получает ни копейки, получают магазины. Конечно, они оплачивают
аренду, коммунальные услуги и пр. и при этом хотят иметь прибыль,
которая, как известно, от продажи дешевого зачастую намного выше прибыли
от продажи дорогого... Но в итоге получается такая вот фигня.
Во многих странах (я, например, сталкивалась с этим в Дании) по
определенным дням в определенные места съезжаются люди, которые хотят
избавиться от ненужных вещей или разжиться нужными. И просто пообщаться.
Цены там символические, главное – процесс. Но в результате этого
процесса все остаются довольны. Попытки устроить что-то подобное в
Таллинне предпринимались. Но почему бы ни организовать такое на
постоянной основе?