Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Эстонские СМИ [263]
Российские СМИ [97]
СМИ других государств [24]
Мнение [29]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Пресса » Эстонские СМИ

Какое время – такая и мода
Приметой сытых предкризисных лет было, например, строительство современного квартала Ротерманна и громкое открытие там массы неоправданно дорогих магазинов. Приметой «как бы посткризисного» – тихое исчезновение большинства этих магазинов и аутлеты и секонд-хенды, наводнившие центр Таллинна.

К точкам, торгующим вещами б/у, люди относятся по-разному. Одни рыщут по ним в поисках чего-нибудь оригинального, другие брезгуют туда даже зайти. Одни подчеркивают свою непритязательность, другие согласны переплачивать – лишь бы вещь была из «приличного» магазина. Одни громко хвастаются дешевизной покупки, другие ни за что не признаются в том, что их нога переступала порог «хендюшника». А у третьих просто нет выбора.

Примета времени. foto: Станислав МошковНо вот вдруг все заговорили о том, что торговцы гуманитаркой совсем совесть потеряли и «юзаные» вещи поднялись в цене так, что она стала сопоставима с ценой вещей новых. А мы решили выяснить, правда ли это, а заодно – может ли «благородный человек, находящийся в затруднительном положении», одеться в секонд-хенде и не потерять при этом лицо.

Итак, журналист получил задание и отправился его выполнять. Но журналист один, а магазинов много, поэтому четыре часа рабочего времени были убиты на экспедиции в двух направлениях от центра города, благо жители спальников прекрасно знакомы со своей инфраструктурой.

День первый: вдоль по Тартуской

А точнее, по Тартускому шоссе. Без колокольчика и без сушки, прямо в магазин Humana. Потому что homo sum et nihil humanum a me alienum puto. Ставлю себя «в предлагаемые обстоятельства»: семья, состоящая из папы, мамы и двух разнополых и разновозрастных детей, внезапно лишается всей одежды и получает на ее покупку небольшую сумму. Задача: одеться пусть скромно, но прилично, чтобы можно было в этом появиться на работе (предположим, что родители по роду своей деятельности постоянно мелькают на людях – например, журналист и учительница) и в школе или детском саду. Побочная цель – обнаружить что-нибудь дешевенькое, но эксклюзивненькое.

Итак, мужские рубашки. Но на очень маленьких мужчинок: более крупных особей придется одевать не здесь. Цены – от 4.90 до 12.90. Шерстяные (?) поло – от 12.90. Это навскидку, если бы я проверяла каждый ценник, то сидела бы там до сих пор. И еще скажу сразу, что все цены здесь оканчиваются на «90» (такая вот замануха), поэтому в дальнейшем буду округлять. Куртки – от 13 до 20 с гаком евро, джинсы – от 11 до 30. Правда, на многие товары скидка 30 процентов.

Женские блузки-футболки – от 6 евро, типа парадно-выходные (в блестках и пайетках) до 14 евро. А вот висит майка, в далеком прошлом белая – за 10, застиранная и страшная. Но зато от Кальвина Кляйна. Кожаные брюки – за 50, джинса, вельвет и прочее х/б – от 6 до 25, юбки – от 5, шерстяные трикотажные кофты-свитеры-джемперы – от 8. Если у трикотажа был шанс сваляться и покрыться катышками, он использован процентов на 70.

Детские вещи практически все от 3 до 10 евро. Выбор невелик, на подростков вообще ничего не нашла. Зато обнаружила корзину с... бельем. Выудила оттуда потертый бюстгальтер грязно-розового цвета: мама дорогая, почти 10 евро! Осторожно, двумя пальцами, выудила трусы – 6 евро. Забегая вперед, скажу, что вечером не поленилась и заехала в Säästumarket, так там бюстгальтеры продают по 2.79. Прямо скажем, красоты в них тоже нет, но хоть новые. А в Seppälä буквально давеча вообще была акция – все лифчики по 9.90: без особых выкрутасов, но любых размеров и вполне себе приличные, не чета розовому безобразию.

И еще одно: запах. Не знаю, вещи его источают или старое здание, но настроение он портит – так пахнет нищета. И я решила, что несчастная голая, но интеллигентная семья здесь одеваться не будет: оно того не стоит. Кроме того, журналиста в таком виде не пустят в солидное учреждение, а учительницу задразнят ученики. Об эксклюзиве лучше забыть, не считая веселенького свитера в снеговиках для молоденькой девушки. А следующим пунктом назначения был магазинчик с говорящим названием Odav Kaup.

Второй круг

Здесь продают всё – посуду и прочую кухонную утварь (порой цена идет на центы), платья по 4 евро, игрушки, обувь... Кожаная, аккуратно поношенная пара стоит 9.59, а кожзам – 2 евро. Большая корзина, наполненная товаром по 5 евро: в ней нужно копаться и, может быть, «навозну кучу разгребая»... Но я копаться не стала. Галстуки, картинки, статуэтки, старинные фотографии невесть чьих предков... А мне семью одевать надо. Короче, ушла я оттуда и пошла на Центральный рынок: сравнивать цены с «Хуманой». Так вот, на рынке пусть турецкие, китайские и бог весть какие еще, но новые вещи по ценам часто вполне сопоставимы с секонд-хендом.

Дешево и сердито: манекены вполне довольны. foto: Станислав МошковА неподалеку – еще один магазин: Teise Ringi Kaubad. Тут тебе и мебель (85 евро за диван дерматиновый, но целый, и 8 евро за диван кожаный, но драный), и пластинки, и ковры, и детские коляски, и одежда, и обувь. Есть туфли итальянские, кожаные, слегка ободранные. Стоят 4 евро. И столько же – неободранные, но из кожзаменителя.

Мужские рубашки от 1.50 до 3, свитеры – от 4.20, джинсы – от 5 евро. Вдоль стены стеллаж с детской одеждой (все – по 96 центов). Свалена она как попало, и опять же надо копаться: может, жемчужное зерно и обнаружится. Но кое-что висит, и среди этого кое-чего мною был обнаружен вполне приличный джемперок на трехлетнего ребенка ценой в 2 евро. Хорошо, это можно взять.

А вот и товары для дам. Все такое же затрюханное, как и в «Хумане», но если там все же встречаются более-менее интересные экземпляры, то здесь впечатление такое, что наряды перекочевали через дорогу, с рынка. Купили там кофту с люрексом, пожулькали, потерли – и приволокли в магазин. Но вот кожаная куртка, которая когда-то была очень хорошей, а цена ей 7 евро. А вот итальянская джинсовая куртка за 3, но очень маленького размера. И запах в магазине «хуманный», но не гуманный. Семья остается практически нагой, мысль об эксклюзиве тает как утренний туман.

На обратном пути в редакцию захожу в комиссионку. Ура! Здесь пахнет нормально. И товар более обнадеживающий. На часть пальто и курток скидка, но и без учета ее замшевое пальто стоит 37.50, а неимоверной красоты и только слегка поношенное кожаное – 50 евро (такого плана новые вещи стоят несколько сотен). Платья-пиджаки – от 5 до 25, обувь – 15-20, сумки, причем кожаные – до 30 евро. Брюки – 3-15, кофты-свитеры – в среднем 6, джинсы – 6-15 евро. Детской одежды не много, мужской не увидела вообще. Зато есть одежда абсолютно новая, с родными бирками. Одним словом, тут можно кое-чем поживиться. Усталая, но довольная, возвращаюсь в редакцию.

День второй: Нарва-маантеэ и в окрестностях

На подступах к Нарвскому шоссе есть магазин Säästur 1, в котором продается как одежда новая, так и не очень. Пара кронштейнов занята изделиями шведской фирмы Н&М. Блузки и прочие «топы» – 9.90-25.90 (здесь тоже заправляют поклонники лихих «девяноста», поэтому начинаю округлять). Джинсы – 10-26, куртки – около 40, свитеры – 15-26. Далее – фирма Zizzi: кофты, джинсы, блузки, свитеры – в среднем по 20 евро.

Разноцветные перчатки по 1 евро пара, а вот – внимание! – женское белье, тоже новое: бюстгальтеры по 3.50 и трусы по 2.50. Это вам не «Хумана». Есть и детское белье: трусики 1.90, носки – 70 центов. Хорошо, это всё берем. Но детской одежды больше на маленьких. Мужчинам здесь тоже особо разгуляться негде, разве что опять же некрупные обретут рубашку (от 7 до 9) или джемпер (около 10 евро). Зато одежда б/у внушает больший оптимизм, чем увиденная вчера, встречаются и более-менее интересные модели. Постоянным клиентам здесь на большую часть товара предоставляется скидка 10 процентов.

Древние стены видели и не такое. foto: Станислав МошковНо вернемся в «Хуману», пусть и другую, расположенную на Нарва-маантеэ и отличающуюся в лучшую сторону от «тартуской». Воздух здесь довольно свеж и чист (на поцелуй ребенка не тянет, но за подростковый сойдет), выбор побогаче, одежда посохраннее, но цены те же и ничего оригинального. А у дверей поджидает конфуз под названием «одежда для беременных». Я, конечно, понимаю, что беременность бывает разных сроков: можно быть беременной уже целых два дня. И, видимо, именно на таких и рассчитаны сарафаны в обтяжку (не надейтесь, что из эластичной ткани) и приталенные кофточки. Для тех же, кто пребывает в интересном положении дольше, предназначены наряды просто прямого покроя.

Иду дальше и вижу магазин Riidepuu. Первое, что выгодно отличает его от обеих «Хуман», это некий уют, интерьер и упорядоченность: одежда висит не как попало, а строго по размерам – от XS до XXL, отдельно детская (рост «до») и подростковая (рост «от» и «до»), что весьма удобно. Цены начинаются с 5 евро, выбор большой. Кожаные туфли в хорошем состоянии – 12-13 евро. Приличный свитер для подростка – 7.50, джинсы – от 5.75, средняя цена рубашки для мальчика – 5 евро, топики для девочек – от 3.50.

Здесь, пожалуй, для семьи что-то можно найти, благо искать нетрудно. Так что лучше тут порыскать, чем два часа ковыряться в корзинах со сваленными как попало вещами разных размеров. Да и персонал в этом магазине приветлив, не чета суровым неулыбчивым «хуманным» продавщицам.

Подсчитали – прослезились

И пошла я, солнцем палимая, на работу. А пока шла, размышляла и делала выводы.

1. Большей частью цены в магазинах б/у такие, что для постоянного отоваривания здесь могут быть только две причины: либо человек не бывает в других магазинах и искренне считает, что в «хендюшнике» всегда дешевле, либо не менее искренне, всем сердцем, любит то, что до него основательно поносил кто-то еще.

2. Может быть, в обойденных мною «секондах» что-то интересненькое и встречается, но для того чтобы его найти, нужно бросить работу и часами рыться в совершенно непонятных кучах. Но слишком велика вероятность того, что это интересненькое давно нашли без нас, еще при сортировке, и отнесли в магазин рангом повыше (взяли себе, продали знакомым – нужное подчеркнуть). Кроме малоперспективности занятия, рытье это будет отягощено тем, что редкий магазин берет на себя труд разделить одежду по размерам.

3. Вероятно, любителям оригинальных вещиц и мастерам переделок стоит искать сокровища не по магазинам, а по барахолкам, то есть в таких местах, где продажа совершается напрямую, без посредников.

4. В «дешевых» магазинах есть смысл покупать что-то детское, и не только потому, что на детях все горит, а потому, что там оно действительно дешевле. Кроме того, среди детских товаров встречаются новые или практически новые вещи.

5. Что касается женщин (с мужчинами сложнее), то в том же центре города существуют небольшие магазины – как аутлеты, так и бутики, – в которых торгуют абсолютно новыми, фирменными вещами, произведенными в Скандинавии, Германии, Италии, Франции (не просто «сдизайнированными», но «Made in China», а именно произведенными). Цены и изначально могут быть невысокими, а уж в пору скидок вполне реально приобрести джемпер, сарафан, брюки или платье из натуральных тканей по цене «секонда» – 5-15 евро. От больших универмагов и торговых центров, в которых тоже бывают неплохие скидки, в том числе и на обувь, эти магазинчики выгодно отличает то, что вещи там существуют в одном или нескольких экземплярах.

Человеку напрямую

Другое дело, что шопинг в Эстонии вообще не слишком хорош – для бедных дорого, для богатых ассортимент не тот. Еще одна нескладуха отечественной торговли заключается в том, что полным трудно найти одежду для полных, а худым – для худых: если кому-то что-то нравится, то оно обязательно не его размера (как у нас добиваются такого эффекта – загадка). Но исходя из того, что мы имеем, итог не в пользу «секондов» как основного места добычи одежды: с учетом цен на товары и трудоемкости занятия. А судя по количеству народа, точки б/у пользуются куда большим успехом, чем магазины, не позиционирующие себя как дешевые.

Одна из причин такого парадокса кроется в том, что люди, стесненные в средствах, в такие магазины заходить просто не решаются: их отпугивают нарядные витрины, им кажется, что на них будут коситься продавцы... Но на самом деле продавцы здесь, зачастую являющиеся и владельцами, куда приветливее и любезнее, чем в «Хуманах», поскольку либо воспитаны соответствующим образом, либо работают на себя, а не на чужого дядю. И они с радостью помогают найти подходящее – и по стоимости, и по размеру.

Вообще же идея «секонд-хенда», равно как и лозунг «от человека к человеку», очень даже неплоха, жаль только, что она у нас дискредитирована: ну не может человек продавать себе подобному сильно ношенные вещи по цене новых. А он и не продает. Этот передающий человек не получает ни копейки, получают магазины. Конечно, они оплачивают аренду, коммунальные услуги и пр. и при этом хотят иметь прибыль, которая, как известно, от продажи дешевого зачастую намного выше прибыли от продажи дорогого... Но в итоге получается такая вот фигня.

Во многих странах (я, например, сталкивалась с этим в Дании) по определенным дням в определенные места съезжаются люди, которые хотят избавиться от ненужных вещей или разжиться нужными. И просто пообщаться. Цены там символические, главное – процесс. Но в результате этого процесса все остаются довольны. Попытки устроить что-то подобное в Таллинне предпринимались. Но почему бы ни организовать такое на постоянной основе?

Марианна Тарасенко
www.dzd.ee

Категория: Эстонские СМИ | Добавил: shepot (14.10.2011)
Просмотров: 1199 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:цены, одежда, шопинг, Humana, секонд-хенды
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 26.11.2024, 07:57
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100