Премьера. Фильм «Русские с Вороньего острова», премьера которого состоялась в Нарве в пятницу, собрал почти полный зал, однако многих фильм разочаровал.
Перед премьерой многие зрители признавались, что пришли посмотреть
фильм «Русские с Вороньего острова» из-за ностальгии по Кренгольму.
Пенсионерка Ольга Типина, много лет проработавшая на Кренгольме
контролером и затем попавшая под одно из последних крупных сокращений на
предприятии, рассказала, что с Кренгольмом ее связывает множество и
светлых, и грустных воспоминаний.
Она обрадовалась, узнав, что эстонский режиссер решил снять фильм о
предприятии, которое было гордостью Нарвы. «У нас работало много
замечательных людей, которые умели не только хорошо трудиться, но и
красиво отдыхать, хор собственный был, театр, дом культуры», —
рассказала она.
Ее спутница, Наталья Дмитриева, рассказала, что старшеклассницей
проходила на Кренгольме трудовую практику и до сих пор хранит дома
диплом мотальщицы. «Он мне никогда не пригодится, но для меня это память
о Кренгольме», — рассказала молодая женщина, которая помнит, что во
времена ее детства люди с гордостью говорили о том, что работают на
Кренгольме.
О премьере фильма обе женщины узнали благодаря рекламе на Радио-4, в
которой говорилось, что события фильма происходят накануне закрытия
Кренгольма и пояснялось само название фильма: Кренгольм или Krähnholm в
переводе с немецкого — Вороний остров.
После вступительного слова режиссера Сулева Кеэдуса, рассказавшего, что
фильм снимался четыре года, и он очень благодарен его героям,
откровенно рассказавших ему о своей жизни, в зале раздались
аплодисменты.
«При чем тут Кренгольм?»
Однако с десяток зрителей покинули зал уже посреди сеанса. Остальные, в
том числе и мои соседки, Ольга и Наталья, досмотрели кино до конца, но
их лица все больше каменели, когда крупные планы обитателей нарвских
общежитий, рассказывающих свои горькие, страшные истории, неожиданно
сменялись кадрами, сделанными в цехах еще работающего Кренгольма и
титрами: «До закрытия Кренгольмской мануфактуры осталось три… два… один
месяц».
Когда фильм закончился, обе женщины хором воскликнули: «При чем тут
Кренгольм?» Наталья Дмитриева призналась, что если бы знала заранее, о
чем фильм — ни за что бы не пошла. «Вот они, герои нашего времени!
Получается — пейте, колитесь, и о вас снимут кино. А если женщина
надрывается на двух работах да еще одна поднимает ребенка — это
непоказательно и неинтересно», — сказала Наталья.
«Бывшие кренгольмцы ни за что бы так не опустились. А те люди, которые
показаны в фильме, никакого отношения к Кренгольму не имеют. Да будь в
Нарве десять таких предприятий, как Кренгольм, им бы это не помогло», —
высказала свое мнение Ольга Типина.
«Сильный фильм!»
«Фильм талантливый с точки зрения режиссуры и операторской работы. Но
он явно дает понять: у русских в Нарве нет никакой надежды. Поэтому
кадры еще работающего, но уже обреченного Кренгольма перемежаются
крупными планами — лицами еще живых, но уже обреченных на смерть
наркоманов и ВИЧ-инфицированных. А беззубые рты наркоманов — как выбитые
окна Кренгольма», — поделился впечатлением о фильме известный нарвский
юрист Александр Гамазин.
Компания молодых ребят, выходивших с сеанса последними, возбужденно
переговаривались: «Сильный фильм! Потряс! После такого кино никогда в
жизни не захочется даже пробовать наркотики. Это просто как прививка —
такой фильм надо в школе показывать!»
В фойе кинотеатра режиссера окружили журналисты и зрители. И тех, и
других интересовало, как связаны показанные в фильме истории нарвских
отверженных и история Кренгольма. Режиссер пояснил, что первоначально
задумал снять фильм о последних днях и закрытии Кренгольма, но
кренгольмцы отказались идти с ним на контакт.
«Потому что я эстонец, и они считали, что я тоже виноват в закрытии
Кренгольма. Для них я был все равно, что Ансип», — пояснил режиссер.
И все же какова логическая связь между закрытием Кренгольма и нарвскими
маргиналами? Отвечая на этот вопрос, режиссер пояснил, что кадры эти
были сняты в одно и то же время. То есть они связаны только общими
временными рамками и больше ничем? «Нет, не только. Есть, наверное, и
другие связи», — помедлив, ответил режиссер. А какие связи — не уточнил.
Фильм
• «Русские с Вороньего острова» («Varesesaare venelased») • Сценарист, режиссер и оператор Сулев Кеэдус • F-Seitse 2012