«Господь хранит меня, раз в таком возрасте я еще могу работать», —
признается Валли Лембер-Богаткина, которой в это воскресенье исполнилось
90 лет. Сегодня в галерее на площади Вабадузе открывается выставка ее
акварельных работ «Мой Таллинн», а пару недель спустя — выставка
портретов в галерее Дома художников.
Вы создали множество великолепных пейзажей и натюрмортов,
замечательных портретов, произведений абстрактной живописи. Есть у вас
какой-то любимый жанр?
Одной из наиболее близких мне тем являются народные танцы, у меня много
картин, где изображены народные танцы, а еще я много писала женщин и
детей. Я много путешествовала и во время поездок вела дневник, а потом на основе рисунков и заметок в дневнике писала акварели.
Помню, как в санатории в Кисловодске писала вот эту картину (показывает
дневник). Один мужчина, который увидел мою работу, сказал, что его друг
со времен войны, фронтовой корреспондент Владимир Богаткин, писал
точно так же. Я повернулась к нему и ответила: «А я была его женой». На
тот момент мой супруг уже пару лет назад ушел из жизни.
Мир действительно тесен. Но именно эти особенности придают
жизни какие-то особые краски. В моей жизни случались очень интересные
встречи, и некоторые из них переросли в близкое знакомство.
Например, в разгар советского времени к нам в Карепа приезжала
наследница основателя фабрики в Кунда Жирара де Сукантонида, которая в
десятилетнем возрасте покинула с семьей Эстонию.
В тот дождливый день возле нашего дома остановилась эффектная
заграничная машина, и из нее вышла приятная особа, которая
поинтересовалась, как добраться до моря, и предложила мне составить ей
компанию. Когда мы добрались до пляжа, женщина подбежала к камню и
воскликнула: «Ука-ука, я — камень-король!» И расплакалась. Я, конечно,
тоже.
Затем она начала расспрашивать о своем бывшем доме детства (даче), но
на тот момент я жила в Карепа совсем мало и ответила, что этот дом
сгорел. Позднее я узнала, что главное здание пионерского лагеря в Карепа
и было тем самым домом, который искала эта женщина.
Я написала в Германию большое письмо с извинениями и отправила
фотографию дома. На что получила замечательный ответ, одна фраза из того
письма мне запомнилась навсегда: «Все-таки Бог на свете есть, раз тогда
он послал мне на пути именно вас». И мы переписываемся с ней до сих
пор.
Расскажите, как вы стали художником?
В 1935 году, когда я окончила начальную школу, в Государственное
художественно-промышленное училище учащихся столь юного возраста
принимали в последний раз. Поскольку в своих учебниках я все время
что-то рисовала, наш классный руководитель Лайдонер посоветовал мне
поступать в художественное училище.
Семья была против — в то время женщины-художники были не популярны. Но,
в конце концов, отец сказал, что пусть ребенок делает то, что хочет. И
ребенок в 13-летнем возрасте пошел сдавать экзамен в художественное
училище и поступил.
Помню, как я тогда шла с Тартуского шоссе — мы тогда жили в Нымме — и
рыдала в голос. Люди спрашивали: «Девочка, что случилось?» А я не
осмеливалась ответить, что плачу от радости.
Школу я окончила в 1940 году с отличием, и меня пригласили на
президентский прием. Я надела новые туфли, но они мне были малы и
страшно жали, и я думала только о том, как поскорее уйти. А самое
забавное было в том, что я видела, что президент Пятс был в тапочках, и я
так ему завидовала!
А потом была война. Из книги Каалу Кирме «Музы не молчали.
Искусство в Эстонии в военные годы: 1941-1944» можно сделать вывод, что
выставки в те времена проходили довольно активно.
Господь хранил меня, и войны обошли меня стороной. Я была у бабушки на
Сааремаа. Деревня Каарма расположена посередине острова, и я вообще не
знала, что на свете происходит. Газеты ходили редко. Помню, когда
бабушка замешивала тесто для хлеба, прежде чем поставить его в печку, на
каждой буханке ставила крестик. А жизнь при свете свечи казалась даже
романтичной...
Акварельные пейзажи вы начали писать на Сааремаа?
Пейзажистом я стала очень странным образом. Когда мой муж был еще жив,
он очень много писал виды Таллинна. Теперь, перебирая свои работы, я
обнаружила, что не только супруг, но и я тоже так много писала пейзажи
Таллинна, что из этих работ делаю сейчас выставку.
После смерти моего мужа в 1971 году директор совхоза-техникума в
Вяймела Хейно Куузик хотел мне помочь и пригласил писать пейзажи в
Вяймела: он якобы хотел подарить бывшим директорам каждой школы по
картине.
Я тогда испугалась, потому что вообще не чувствовала себя пейзажистом,
но зато теперь, благодаря директору из Вяймела, я стала пейзажистом. Я очень долго оставалась одна, но до сих пор ощущаю, что мой муж где-то
рядом, и мне помогает не только Господь, но и мой муж (улыбается). У
нас с ним действительно был красивый брак.
Как вообще судьба свела вас с Владимиром Богаткиным?
Мы познакомились с ним в 1948 году в доме отдыха в Риге, куда он
приехал со своей матерью Ксенией Семеновой — режиссером московского
театра имени Вахтангова. Когда нас познакомили, я почувствовала, что в
рукопожатии Владимира была некая особенная энергия, и это отпечаталось у
меня в памяти.
Нас соединили несколько забавных случаев. Поскольку в то время я еще
плохо владела русским языком, на предложение выйти замуж я ответила:
«Как хотите!»
Вы живете, придерживаясь четкого распорядка дня?
В целом, да. Я не очень рано встаю по утрам, потому что спать ложусь
около полуночи. Утром должна обязательно выпить кофе, чтобы запустить
кровообращение. Потом привожу себя в порядок и еду в свое ателье.
Обычно нахожусь там до пяти часов, поскольку к половине шестого, к
началу сериала «Буря страстей», я должна успеть домой. Это единственный
сериал, который я смотрю по телевизору. Иногда еще смотрю «Репортер» и
«Актуальную камеру».
Я очень люблю музыку, раньше посещала все концерты. Под впечатлением
прелюдии Шопена «Капли дождя» я много писала: в одной работе капель
оказалось очень много, в другой — только несколько. В последней работе,
которая сейчас находится на выставке мызы Вихула, — всего лишь пара
капель.
В день рождения я, конечно, работать не собираюсь — буду праздновать.
МНЕНИЕ
Юта Кивимяэ, искусствовед
Валли Лембер-Богаткина необычайно витальная личность. На самом деле она
относится к тому поколению эстонских художников, которые несколько
десятилетий назад работали, следуя ценностям, радикально отличающимся
от современных критериев.
Однако Лембер-Богаткина каким-то счастливым образом все равно умудряется вписываться и в день нынешний. Ее галерея портретов, пейзажи природы и городских улиц не оставляют
зрителей равнодушными, поэтому ее выставки всегда популярны.
В этом году многие могли видеть, как Лембер-Богаткина рисовала в
пластиковом шаре, установленном летом на площади Вабадузе. Несколько
сделанных тогда углем рисунков выставлены сейчас в галерее Вабадузе на
открывшейся выставке «Мой Таллинн», где представлены виды Таллинна с
1940 года и по сей день.
Конечно, за десятилетия ее стиль существенно изменился. Картины 50-х
годов — необычайно тонко вырисованные парусники в Пирита — соседствуют с
работами, например, 70-х годов, когда акварели художницы были намного
мощнее и динамичнее.
В первые десятилетия советского времени Лембер-Богаткина создала и
много монументальных работ. Сегодня можно увидеть ее мозаичное панно в
помещениях на Певческом поле, а также фасад спортхолла Kalev. В Мустамяэ
торцовые стены многих жилых домов украшены изображениями в технике
сграффито, авторы которых — Лембер-Богаткина и Маргарете Фукс.