Прийт Пярн: я рад, когда пиратские копии моих фильмов появляются в Интернете
Своими фильмами известный эстонский мультипликатор
Прийт Пярн никого не учит и ни с чем не борется - он просто старается
делать интересное кино. И ещё ему нравится, когда пиратские копии его
фильмов появляются в Интернете - так их сможет посмотреть больше людей.
В гостях у «Батареи» — знаменитый мультипликатор Прийт Пярн
- Мне
очень хочется Вас сравнить с моим любимым Люисом Бунюэлем. Вы не
только внешне чем-то похожи, но похожи и ваши кинематографические
судьбы. Он тоже начинал с нуля и тоже создал свой собственный
кинематограф. Как Вы относитесь к такому сравнению? Есть между вами
что-то схожее?
- Что-то похожее есть, но вроде у него был один стеклянный глаз, у меня пока оба свои. В этом может быть разница.
- Вы начали свою карьеру с нуля. У Вас не было не было предшествующих учёбы и опыта?
- Я
начинал как карикатурист. И с карикатуры плавно переплыл в анимацию.
Сначала кажется, что эти две вещи — очень похожие. Нарисовать - и
заставить двигаться. На самом деле, разница довольно большая. Но тип или
способ мышления в обоих случаях очень схожий. Это образные,
абстрактные, если так можно сказать, виды искусства.
- Мне
кажется, что Вы - один из самых трагических
режиссёров-мультипликаторов. Я не знаю ни одного вашего фильма, который
был бы исполнен очень большой надеждой. Мне кажется, Вы человек очень
трагического сознания. Так ли это?
- Делая фильм, есть
надежда закончить его и больше не делать. Может быть, я всю свою трагику
отдал в кино? Не думаю, что я в жизни очень трагический человек. Я
всегда пытался соединить комическое с трагическим. А если есть комизм,
ирония и особенно самоирония, то это всё, соединённое с определённой
трагикой - это и есть то, к чему я всё время стремился.
- Достойное
ли на Ваш взгляд положение в мире занимает мультипликационное кино?
Много ли людей имеет возможность это увидеть? Как образуется аудитория
такого кино?
- Раньше, в советское время, анимационный
фильм, который обычно длился 10 минут, «приклеивали» к длинному игровому
фильму. Кто решал какой фильм к какому «приклеивать»? Это была, скорее,
лотерея. Если это была какая-то индийская мелодрама, и этот длинный
фильм показывали полгода, то и маленький фильм видело очень много людей.
Сейчас такой практики нет. Но сейчас, скажем, один выход для нас -
это фестиваль. К счастью, можно распространять фильмы на DVD и через
Интернет. Я очень рад, когда в Интернете вывешивают мои пиратские копии и
люди их видят. Для нас нет дохода, но я думаю, что навряд ли эти люди,
которые смотрят пиратские копии, будут покупать DVD.
- Благодаря воровству аудитория расширяется?
- Думаю, да.
- Нет
ли такой тенденции, что сегодня какие-то крупные мастера Вашего
поколения уходят со своей главной дороги? Вы можете назвать крупные
фигуры в сегодняшней анимации?
- Которые ушли?
- Нет, которые есть.
- Думаю,
что у каждого свой случай. Я, например, вместе со своей женой Ольгой
сделал за последние 3,5 года 1 час и 10 минут анимации. Это три фильма -
2 минуты, 44 минуты и 24 минуты. Так что, в принципе, всё возможно.
Первая двухминутка - это для меня первый фильм, который мы делали под
камерой - т.е. я сам рисовал под камерой. И потом мы сделали фильм
«Жизнь без Габриэлы Ферри». Он был запланирован на 30 минут, но вышло 44
минуты. Я думаю, что это самый лучший фильм, который я сделал. И сразу
после этого начали фильм «Водолазы под дождём». Действие происходит
прямо здесь, на Пирита теэ и всё время идёт дождь.
- Вы сейчас находитесь в поре расцвета, большой активной и напряжённой работы?
- Сейчас?
Мы 3,5 года напряжённо работали. Год прошёл, как последний фильм готов.
Мы пока не начали новый фильм, но у меня обычно всегда перерыв между
фильмами, иногда и 4 года между фильмами бывает. Так что это для меня
нормально.
- А новый фильм уже задуман?
- Может быть какая-то маленькая штучка. Для большого что-то надо набрать в себе.
- Как
Вы себя провоцируете, как Вы себя истончаете, как Вы погружаете себя в
то состояние, когда любое явление окружающего мира идёт на пользу
творчества? У Вас есть какие-то способы активизировать в себе это?
- Думаю,
что если человек профессионал, и если он знает, что надо делать, то
надо делать. Главное - надо откуда-то начать. Я делал кое-какие подсчёты
- для «Жизнь без Габриэлы Ферри» я нарисовал где-то 10 000 - 15 000
рисунков. И нельзя быть всё время в состоянии какой-то эйфории. Думаю,
что это писатели создали такое, что, существует инспирация, которую надо
ждать. Своих студентов я пытаюсь учить, что это скорее какие-то
методики, техники, трюки - как себя ввести в состояние, даже не в
состояние, это не то слово, чтобы сконструировать то, что тебе надо.
- Вы начинаете с рисунка, с линий? С чего Вы начинаете?
- Для
меня очень важно то, что когда у меня есть история, я рисую линию, и
эта линия - это история. Всё что происходит во времени, мы можем
изобразить как линию. Тогда я делю - это уже у меня есть, это что-то
такое... Для меня это скорее инженерная работа. Потому что в
анимационном кино очень много этапов. Сначала надо его написать,
параллельно уже рисовать и найти как визуально выглядит этот мир. Надо
почувствовать эти ритмы и тогда, в какой-то момент, и это для меня самый
интересный и счастливый момент, когда подключаются те люди, которые
делают звук, движущую картину. Тогда это начинает на самом деле жить. Я
люблю монтаж.
- Вы держите какой-то образ будущего фильма,
приступая к началу работы? Вы видите какой-то результат или Вы не
знаете, что будет в конце работы?
- Каждый раз
по-разному. Иногда есть просто какая-то визуальная картина, Иногда...
Для одного фильма у меня быт такой мотив - рыба в аквариуме, которая
помещается только по диагонали, и там остаётся немножко места, она
плывёт в угол, но кто-то её оттуда назад толкает, и она снова плывет. И
вокруг этого я стал строить картину.
- Вы хотели бы что-то изменить своими фильмами? Против чего-то возразить, за что-то бороться?
- Нет,
что Вы. Анимация, она такая дорогая и медленная, и если против чего-то
идти, то может оказаться, что к этому моменту, когда что-то будет
готово, мир уже изменился. И это окажется лишним. Я понял ещё в начале,
что я никогда не морализирую, я никого не учу. Я рассказываю истории и
пытаюсь сделать, как кажется мне, чтобы это было интересно. Может
найдётся ещё кто-то, кому это тоже будет интересно.
- Ваш ход мыслей?
- Да.
- Вы
очень сдержанно и очень иронично говорите о своём, я хочу сказать,
высоком и прекрасном искусстве. Но Вы действительно правы, Ваши фильмы
нужно видеть, чтобы понять то уникальное сочетание трагедии и иронии и
готовности трагедии перейти в комедию, которая свойственна Вашим
фильмам. Спасибо, что Вы пришли к нам.