«Манон» поднимает Национальный балет Эстонии на новый уровень
На этой неделе, седьмого апреля, в театре «Эстония»
состоится премьера балета сэра Кеннета МакМиллана «Манон», который на
эстонской сцене поставил Карл Бернетт.
Еще в начале театрального сезона в Национальном балете с
горящими глазами рассказывали о том, что театру предоставили права на
постановку. Их радость можно понять, вдова хореографа леди Дебора
МакМиллан признавалась, что предоставляет право ставить балет далеко не
каждому театру. Эстонский балет стал шестнадцатым театром в мире,
который смог поставить «Манон» на своей сцене.
«Театру повезло,
что он смог получить лицензию. Многие пытаются, но не все могут
выполнить требования. Это и технические, и драматические возможности,
количество танцоров в кордебалете. И мы говорим не только о первых
спектаклях. Такие права покупаются на долгое время. Так что труппа
должна быть в состоянии сохранить то, что мы поставили. С Тоомасом и Аге
(Тоомас Эдур и Аге Окс — ред.), я уверен, все останется на должном
уровне», - сказал порталу rus.err хореограф Карл Бернетт.
Он уже
не впервые встречается с труппой эстонского балета — в начале 2000-х он
приезжал работать над балетом «Коппелия». «В первый раз я приехал сюда в
2001 — 2002 году, тогда мы работали над спектаклем «Коппелия». А теперь
новое руководство Тоомас и Аге приобрели «Манон», совершенно другой
балет, другие требования. Труппа отвечает всем этим требованиям, по
крайней мере должны будут к премьере», - добавил Карл Бернетт.
«Танцевать
де Грие в этом спектакле — это большая честь, спектакль ставится на
сценах с мировым именем, и просто получить лицензию на постановку очень
сложно, - сказал солист театра Артем Максаков. - То, что нам разрешили
танцевать — большая удача, ведь у нас очень маленькая сцена. С тех пор
как обновились декорации, стало немного легче, сцена стала более
просторной. К тому же балет этот рассчитан на очень большую труппу».
Художественный
руководитель балета Тоомас Эдур также отметил, что «Манон» поднимает
труппу театра на новый уровень. «Я думаю, и солистам, и труппе всегда
интересно танцевать новую постановку. Интересно танцевать разные балеты
разных хореографов. Эта постановка - «Манон» МакМиллана - очень
престижная. Я очень благодарен, что леди Макмиллан предоставила нам
права на спектакль», - сказал Тоомас Эдур.
«Сначала нам не
давали лицензию, но когда дали, мы смогли доказать, что заслуживаем
этого. Сейчас к нам приехала вдова постановщика леди МакМиллан, и
сказала, что довольна тем, что увидела. Это самое главное, самая большая
награда», - добавил Артем Максаков.
Тоомас Эдур и Аге Окс до
этого момента были единственными эстонскими танцорами, которые воплощали
в спектакле персонажей этой истории, когда были ведущей парой
Английского национального балета. По словам леди МакМиллан, она уверена в
том, что они, будучи прекрасными танцорами, смогут и у себя дома помочь
молодым танцорам найти себя в этих ролях.
«Конечно, они должны
сами найти путь, - ответил Тоомас Эдур на вопрос, помогают ли они
советами танцорам или же дают им возможность искать роль самим. - Есть
поговорка, что ты можешь привести лошадь на водопой, но ты не сможешь
заставить ее пить. Конечно, мы будем советовать и из своего опыта, и из
чужого, но они должны сами найти себя в спектакле».
Манон Леско
была ролью-мечтой для солистки театра Алены Шкатула, для которой это
будет восьмой главной партией в карьере: «Для меня это долгожданная
роль. У каждой балерины есть своя желанная партия, и для меня это —
Манон. Еще когда я была маленькая, в училище я увидела «Адажио», и
поняла, что очень хочу это танцевать. Тогда я даже не знала, что это -
«Манон». Теперь мечта сбывается».
По словам балерины, она
старалась показать главную героиню не такой легкомысленной. «Я допускаю
такую возможность, что она пала жертвой ситуации. Хотя в книге было
описано, что ее уже в монастырь увозили из-за того, что она была склонна
к такого рода приключениям. Она у меня наивная, более чистая», -
сказала Алена Шкатула, и добавила, что по характеру она отличается от
своей героини.
«Общие у нас, наверное, чисто женские черты —
некоторое кокетство, флирт. Но в принципе она по характеру далека от
меня. Я больше ценю то, что у меня есть. Может быть поэтому я старалась
показать ее более наивной», - рассказала солистка.
По словам
Артема Максакова, роль де Грие сложна именно в драматическом плане.
«Роль очень драматичная, и провести весь спектакль довольно сложно.
Танцевать с правильными эмоциями. Конечно же для этого нужен огромный
опыт. Технически роль не настолько сложна, там просто нужна пластика,
нужны красивые линии. Больших прыжков в ней нет, должно быть красиво, и
зрители должны верить в то, что происходит на сцене. Моя задача — это
все показать. Не знаю, насколько хорошо это у меня получается, но раз
леди МакМиллан одобрила постановку, это означает, что мы достойны этого
спектакля, и достойная труппа на мировом уровне», - сказал танцор.