Оперный певец Лаури Вазар: без страсти ничего не бывает
Несмотря на то, что широко известный и горячо любимый в Европе баритон
Лаури Вазар (41) впервые дебютировал на сцене Национальной оперы
«Эстония» в возрасте семи лет, в Эстонии он бывает нечасто.
Сейчас Вазар солист Гамбургской государственной оперы. Он до сих пор
является единственным эстонцем, выступавшим на престижных Зальцбургских
фестивалях и сделавшим такую потрясающую международную карьеру: в 2006
году он был признан лучшим молодым оперным певцом Австрии, в 2007 году
за исполнение главной роли в опере «Узник» журнал Opernwelt номинировал
Вазара на титул лучшего певца, а в прошлом году за главную роль в опере
Бенджамина Бриттена «Билли Бадд» он попал в число номинантов театральной
премии Сценического союза Германии «Фауст».
Постоянно певец живет в Германии, в Гамбурге, но летний отпуск всегда
проводит в своем деревенском доме в самом сердце Эстонии. А в этот
приезд он с радостью принял предложение исполнить большую роль на сцене
театра своей родины.
Вашим сценическим дебютом в «Эстонии» была роль в мюзикле, а занятия музыкой вы начали со скрипки.
На самом деле, я пел всегда, и даже в Таллиннской средней музыкальной
школе (TMKK) я пел в школьном хоре. Игрой на скрипке я начал заниматься в
пять лет без какого-либо принуждения со стороны родителей (отец — певец
оперетты Харри Вазар, мать — пианист и концертмейстер «Эстонии» Юлла
Миллистфер. — Ред.).
Благодаря тому, что мама и папа работали в театре, я, так сказать,
вырос там. У меня был свой стул, который стоял между первой скрипкой и
дирижером — я очень любил, сидя там, наблюдать за репетициями. Из-за
этого чуть ли ни физического контакта со скрипкой у меня родилось
убеждение, что это инструмент с самым красивым звучанием.
В TMKK я начал учебу со скрипки, а закончил виолой. Поскольку в
последние годы учебы в TMKK я уже играл в Таллиннском молодежном
камерном оркестре, мне показалось логичным продолжить ту же линию и в
Музыкальной академии. Там я начал с виолой, но потом перешел в класс
вокала Иво Кууска. После окончания я заставил себя поехать в Грац и
Зальцбург совершенствоваться.
После окончания TMKK я в какой-то момент подумал о профессии актера,
но, к моему счастью или несчастью, в тот год в Эстонской академии театра
и музыки не было приема на отделение сценического искусства.
Насколько трудно или легко вам было попасть в мир большой оперы? Конкуренция там очень высокая.
Да, конкуренция очень сильная. Но я думаю, что без амбициозности, без
некоего внутреннего двигателя, без страсти и любви к тому, чем
занимаешься, невозможно чего-то достигнуть. В карьере певца мне очень
пригодилось, что я играю на скрипке и виоле — это бесценный музыкальный
багаж. И, принимая во внимание то, какой физической формы и умения
двигаться от певца требуют современные оперные постановки, большим
плюсом стали и долгие годы занятий спортивными танцами у Антса Таэла.
Но и счастливый случай может сыграть свою роль. Когда я работал в
Линцском оперном театре, то участвовал в проходивших в Зальцбурге
международных моцартовских конкурсах вокалистов. Как-то раз один из
членов жюри, исполнительный директор фестиваля Salzburger Festspiele
Йозеф Хуссек попросил меня спеть и сразу предложил пару ролей и договор
замещающего певца в постановке произведения Ханса Вернера Хенце «Удод»
(«L`Upupa»), в которой главную роль исполнял Маттиас Герне.
Я выучил роль Аль-Касима, но в тот раз она так и не понадобилась. Через
какое-то время в Мадриде на сцене Королевского театра ставили тот же
спектакль, и меня пригласили туда опять в качестве замещающего певца.
Какой-то необъяснимый внутренний голос все время подталкивал меня и
заставлял репетировать. Я ходил в театр даже тогда, когда у меня не было
репетиций. Я находился в состоянии постоянной готовности. Но поскольку
исполнитель главной роли имелся, то мне не давали ни сценических, ни
оркестровых репетиций. Настал день предпремьерного показа, в зале был
полный аншлаг, на месте были и критики.
Не знаю, почему, но утром я пришел в театр и провел распевку. Затем
вернулся домой, надел праздничный костюм, чтобы вечером насладиться
спектаклем в качестве зрителя. Однако во второй или третьей сцене
исполнитель главной роли не вышел на сцену... Герне подвернул ногу.
Интендант театра подошел ко мне в зале и спросил: «Лаури, ты готов
выйти на сцену?» Мне дали десять минут. Я надел костюм, сделал пару
голосовых упражнений, вышел на сцену — и спектакль начался сначала. Все
произошло так быстро, что у меня не было времени для волнения. Я знал,
что я просто должен хорошо выступить, это мой шанс!
И как все прошло?
С потрясающим успехом, зал аплодировал стоя!
Но случалось и обратное — вас тоже уносили со сцены на носилках.
Пресса раздула эту историю в стиле: «Вазар на сцене упал в обморок».
Это произошло в Линце, во время спектакля «Кармен» — я исполнял роль
Эскамильо. Перед этим я пару недель болел, и еще не оправился. Я
чувствовал себя неважно, но все-таки решил, что смогу петь.
Началась увертюра, я запел и почувствовал, как перед глазами все
закружилось… Я спел первую арию, исполнил свой пасадобль и сказал
женщинам из хора, чтобы они держались ко мне поближе, а то у меня такое
ощущение, что сейчас упаду. Я все-таки довел сцену до конца, а за сценой
отключился.
Говорят, что когда «скорая помощь» уже везла меня в больницу, что само
по себе могло выглядеть довольно смешно — тореадор в роскошном костюме
на носилках! — я всю дорогу твердил, что, мол, давайте быстрее, сейчас
начнется второй акт. (Смеется).
В связи с работой вы часто живете в разных странах, и у вас
есть жилье и в Гамбурге, и в Зальцбурге. В одном интервью вы как-то
признались, что хорошо знаете, что такое муки одиночества.
О да... С одиночеством приходится бороться довольно часть. Несмотря на
то, что на почве международного сотрудничества у меня появилось
несколько близких друзей, мы встречаемся только в спектаклях и проектах.
Это не может заменить каждодневную дружбу. Из-за постоянных поездок у
меня сейчас практически прервались связи и с эстонскими и зальцбургскими
друзьями.
В моей жизни был такой период, когда я долгое время был лицом свободной
профессии, и так много болтался по свету, что иногда казалось, что
земля уходит из-под ног. Теперь лучше, поскольку у меня есть постоянный
договор с Гамбургским оперным театром, и в другие места я езжу только на
гастроли. Но с другой стороны, я благодарен, что работы хватает и что
ее, к счастью, даже много. Работа над новым проектом означает, что как
минимум полтора-два месяца я не бываю дома. Но я не жалуюсь — в конце
концов, это специфика моей работы.
Но летом вы всегда отдыхаете в Эстонии.
Дом в Паюзи — это летняя резиденция не только моей семьи, но и всей
моей большой родни. Этот хутор нам посоветовал коллега матери Велло
Вийзимаа. Мне было 11 лет, когда мама впервые привезла меня туда. Хутор
находился в лесу, сам дом был заброшен, вокруг него все заросло
кустарником. Чтобы мы могли пройти к дому, соседка косой проложила
дорогу. В этом месте для меня было нечто магическое, и я сказал маме,
что мы остаемся, и давай мыть пол!
Пару первых недель я ничего не делаю, поскольку к концу сезона чувствую
себя выжатым лимоном. В прошлом году я покрасил баню, а так я обычно
кошу газон, подрезаю ограду, мне нравится готовить. По крайней мере, на
пару недель я стараюсь забыть, что я — певец. Но потом все равно
приходится приступать к работе — в отпуск я беру с собой целую гору
клавиров и CD-дисков, чтобы готовиться к новым ролям.
Лаури Вазар
• Родился в 1970 году в Таллинне.
• Учился игре на скрипке и виоле в Таллиннской средней музыкальной
школе и Эстонской академии музыки и театра (EMA), в 1995 году закончил
EMA по классу вокала у Иво Кууска как оперный певец.
• Повышал квалификацию по специальности вокала в Граце и в Университете
Моцартеум в Зальцбурге (окончил университет со степенью магистра и
медалью Бернхарда Паумгартнера).
• Был солистом в составе оперных театров в Линце и Ганновере, начиная с 2009 года — солист Гамбургской государственной оперы.
• Выступал в качестве приглашенного солиста в оперных театрах Вены,
Зальцбурга, Франкфурта, Цюриха, Брюсселя, Барселоны, Мадрида, Лиона и
Афин, а также с концертными программами — на сценах Лондона, Вены,
Чикаго, Токио, Берлина и других городов мира.