«Мушкетеры! Три минуты перекур – и Лондон!..» Юноши в голубых плащах
кивают и расходятся. На сцене воцаряется тишина, только летают туда-сюда
мотки веревок – прямо как ядра над Ла-Рошелью.
Веревки, шнуры и нитки – это концепт. Недаром на плакате к «Трем
мушкетерам» в постановке Русского театра (премьера 14 октября)
изображена шпага, на которую нанизан моток белых ниток. В репетируемой
сцене герои романа Александра Дюма скачут в Лондон, а разноцветные
веревки, которые тут и там натягивают гвардейцы кардинала, символизируют
разного рода препятствия. Свистят шпаги, развеваются плащи, сверкает
пузом д’Артаньян... Герой «Трех мушкетеров» в исполнении Александра
Синяковича – самый настоящий гасконский голодранец: жилет на голое тело,
дыры подмышками, в общем, «представьте себе Дон-Кихота в восемнадцать
лет, Дон-Кихота без доспехов, без лат и набедренников», как и написано у
Дюма. Впрочем, на молодого Боярского этот д’Артаньян не очень похож.
«Мы стараемся сохранить игровую стихию, потому что Дюма без романтики и
игры невозможен, – говорит постановщик спектакля, худрук Русского
театра Наталия Лапина. – Но это не мюзикл, песня там будет только одна, и
не из фильма. У нас своя история, она опирается на сюжет Дюма, однако
есть в спектакле и мотивы, которые привнесли мы сами. Это импровизация,
местами даже хулиганство. Интрига, конечно, сохранена: подвески, Лондон,
заговор Миледи и кардинала, любовь Констанции и д’Артаньяна. Мы с
трудом, но укомплектовали сюжет в два с половиной часа сценического
действия. Для нас это был эксперимент, пьесу мы дописывали на ходу,
параллельно с репетициями. До премьеры десять дней, а мы все еще
уточняем, сокращаем».
Работа на сцене и правда кипит. «Вы готовы, мушкетеры, милые?..»
Перекур окончен, и д’Артаньян выходит на сцену с обшарпанным чемоданом,
какими верные Людовику XIII бретеры и забияки явно не пользовались. Если
вы – сторонник историзма, эта постановка не для вас. Все костюмы в
спектакле стилизованы, и только шпаги – исторические реплики настоящих
шпаг: «Для нас оружие – символ эпохи. Все остальное выдумано, действие
происходит в воображении автора, Дюма». А вот и он сам в исполнении
Дмитрия Косякова – выглядывает из «окошка» над сценой. Откроем тайну:
Дюма тут – не только Дюма, но и кардинал Ришелье. Потому что авторы, как
известно, отождествляют себя не с героями, а со злодеями. Они ведь куда
более романтичны.
«В наше жестокое и проблемное время не хватает глотка романтики,
подлинной чувственности, настоящей любви, – говорит Наталия Лапина. –
Ради этого люди смотрят кино и ходят в театр. Нам нужны спектакли, после
которых хочется жить. Выросло поколение, для которого "Три мушкетера” –
уже не настольная книга. И если с родителями на этот взрослый, но
хулиганский спектакль придут дети, нам хотелось бы, чтобы они потом
играли бы в мушкетеров, а не в "Бригаду”...» На сцене мушкетеры опять
дерутся с гвардейцами. «Сударь, вы пьяны! – кричит один из них. – Атос,
прикончите беднягу и догоняйте нас!» За содержимое чемодана можно не
волноваться – подвески королевы будут доставлены по адресу.