Спектакль «Пять вечеров» идет с постоянным аншлагом
Со дня премьеры спектакля «Пять вечеров», поставленного на Малой сцене
Русского театра питерским режиссером Александр Кладько, прошло больше
двух месяцев, однако билетов на него не достать — до апреля все они
проданы. Значит, спектакль удался.
В его атмосферу начинаешь погружаться еще в гардеробе: желающим выдают
мягкие красные пледы, которые создают впечатление домашнего уюта. На
свои места люди попадают через прихожую с висящими на стене велосипедом и
тазом — прямо в квартиру Тамары с ширмой, картой на стене и железными
кроватями. Когда зрители рассаживаются по местам, где-то над головой
включается репродуктор, и голос телефонистки Кати извещает собравшихся,
что сейчас начнется спектакль, и просит отключить мобильные телефоны.
Смешно и трогательно
Первая сцена — у Зои. Глядя на Зою Елены Тарасенко, понимаешь: эта
героиня именно такой и должна быть — уже немолодой женщиной, все еще
надеющейся обрести свое счастье, найти того, кто не подумает о ней, что
она «распущенная».
В памяти всплывает сцена из одноименного фильма Никиты Михалкова,
правда, там герой Любшина собирает всю посуду в скатерть и выбрасывает, а
здесь так поступает Зоя, когда Ильин уходит от нее повидать свою давнюю
любовь.
Но вот Ильин появляется в квартире Тамары. Про Александра Ивашкевича в
этой роли также можно сказать, что иного Ильина просто и быть не может:
не совсем работяга, но все же с давней щетиной. Обаятелен, утончен и
галантен.
Как и положено, Ильин появляется, сопровождаемый грохотом медного таза.
Через пару минут зритель понимает, что этот таз играет свою роль чуть
ли не во всех забавных и нелепых ситуациях спектакля. Он переходит из
рук в руки, как в детской игре «горячая картошка»; герои не знают, что
делать с этим тазом и стараются поскорее от него избавиться, передавая
друг другу.
Тамара на сцене Русского театра более интеллигентна и утонченна, чем та
Тамара, которую представляешь, читая пьесу Александра Володина:
женщину, для которой важно, чтобы работа была «трудная, но
ответственная», чтобы у ее воспитанника и «общественное лицо» было.
Лариса Саванкова создает на сцене гармоничный, искренний и целостный
образ.
Очень интересны режиссерские решения наиболее важных моментов во
взаимоотношениях Ильина и Тамары. Например, их объяснение после чуть
было не сорвавшегося из-за строптивости Тамары праздника или сцена в
самом конце, когда Ильин уже вернулся. Актеры не говорят. Их голоса
записаны на пленку и звучат откуда-то из воздуха, мы как будто слышим
мысли героев, передаваемые взглядами.
Рядом — юные, веселые Слава и Катя играют в снежки. Думается, что они —
олицетворение душевного состояния помолодевших героев. Любовь ведь
любого делает юным. В первом случае молодые люди изображают игру в
снежки — счастье героев еще впереди, но уже совсем близко. В конце
спектакля — над сценой настоящий снегопад, герои радостно подставляют
лица падающему снегу.
Зоя и Тамара в этом спектакле — не просто соперницы. Танец двух героинь
под «Миленький ты мой...» после визита Тамары в гастроном ясно это
демонстрирует. Две женщины, только что почти ругавшиеся, смотрят друг на
друга с сочувствием и пониманием.
Эта невероятно трогательная сцена, и трогательно смотреть не только на
самих Тамару и Зою, но и на публику: на женщин, утирающих глаза
платками, на сосредоточенных мужчин, а особенно — на плачущего где-то во
втором ряду дедушку.
Мечты о счастье
Веселая, комичная сцена в вокзальном ресторане полна живых, забавных
моментов, веселящих зал. Только то, что, уходя, Ильин уносит стол, на
мой взгляд, портит впечатление, хотя этот момент обыгрывается фразой,
обращенной к зрителю: «Вот, гражданочка, это Вам. Не пропадать же
добру».
Последняя мизансцена как бы закольцовывает уютную атмосферу спектакля:
мы видим окно, в нем — все герои. Кто-то из них уже счастлив (Ильин и
Тамара), а кто-то — можете быть уверены! — скоро обретет счастье
(Тимофеев пригласит Зою на танец под снегом).
Выйдя из театра на морозную заснеженную улицу Таллинна, я подумала: как
хочется, чтобы каждый человек на Земле нашел свое счастье.
СПЕКТАКЛЬ
«Пять вечеров» по пьесе Александра Володина • Режиссер: Александр Кладько (Санкт-Петербург) • Художник: Борис Шлямин (Нижний Новгород) • В ролях: Лариса Саванкова, Александр Ивашкевич, Елена Тарасенко, Дмитрий Кордас, Сергей Черкасов • Премьера в Малом зале Русского театра 25 ноября