Фестиваль. На минувших выходных Йыхви по праву можно было называть
эстонской столицей балета: V Балетный фестиваль показал нам мировой
уровень этого вида искусства.
Балеты созданы почти на все, во всяком случае, на очень многие
произведения Арво Пярта, но сам он для балетной сцены никогда и ничего
не писал.
«Всего лишь один раз, — рассказал он на пресс-конференции V Балетного
фестиваля в Йыхви, — я взялся написать балет по мотивам новеллы
Таммсааре «Мальчик и бабочка» для театра «Эстония». Заключил договор,
получил аванс.
Дисциплинированно сел к роялю и только тут понял, что мне совершенно
нечего сказать балетной сцене, я пуст… Что ж, аванс пришлось вернуть
театру, и больше я за балеты не брался. Да и с чего бы? Танцевать я не
умею!
Далеко не все балеты на свою музыку я видел. И в основном по
компьютеру, а не в зале… Но, если говорить всерьез, то, в конце концов,
композитор сочиняет музыку, рассчитанную на дирижерский жест, взлетание
дирижерской палочки, а это взлетание сродни взмаху кисти живописца, и
оно, в свою очередь, похоже на изгибы тела танцующих. Так что мы все
занимаемся одним делом, разве что пластика у нас разная».
Внутри музыки
Пярт приехал в Йыхви посмотреть балет выдающегося испанского
хореографа Начо Дуато, возглавляющего сейчас балет Петербургского
Михайловского театра, который по праву считается одним из лучших в мире.
Балет создан на музыку Пярта «Nunc Dimittis» («Ныне отпущаеши...»).
Произведение поражает, прежде всего, тем, как тела артистов балета
вписываются в музыку, словно сами, на наших глазах, сочиняют ее: они
становятся языками колоколов, звонарями, самим звоном и его эхом. Они
взлетают к небу — не только телом, но и духом, они преображаются в души и
напрямую обращаются к небесам.
Мягкость и какая-то эфемерность почти «бестелесных» тел ведет спектакль
к молитвенной чистоте, насыщенной прощением и прощанием. И в финале,
когда изысканнейшая прима театра Екатерина Борченко виснет на алых
лентах и поднимается на них все выше и выше, то картину эту можно
принять не только и не столько за распятие, сколько за успокоение
спящего, уснувшего навсегда в покое исполненного желания.
Начо Дуато, рассказывая о своем отношении к музыке Пярта, все время
возвращался к теме принципиальной для него первичности музыки над
пластикой: «Ни в коем случае и никогда я не пытаюсь приспособить музыку к
своей хореографической идее; мне всегда страшно прикоснуться к
музыкальной святыне своими грязными руками, что-то испортить,
переиначить, восторжествовать над композитором».
И вот, когда Начо Дуато сказал о своих «грязных» руках, Пярт наклонился
и поцеловал его руку. И в этом обмене реплики и жеста была видна
моцартовская повадка обоих.
Не так часто доводится бывать на пресс-конференции такого уровня,
который был обеспечен главным организатором фестиваля, директором
Йыхвиского концертного дома Пийей Тамм: она вела беседу на трех языках,
дав возможность всем присутствующим чувствовать себя лингвистически
комфортно.
Солист балета Леонид Сарафанов, перешедший в Михайловский театр из
Мариинского, сказал, что в России по-прежнему нет своих выдающихся
хореографов, работающих в пространстве современной балетной пластики, и
Начо Дуато дал ему возможность испытать себя и на этом необычном для
русского артиста поприще. Начо Дуато на это ответил: только с артистами
классической русской школы можно создать настоящий современный балет.
В результате этого союза Михайловский театр стал затмевать сейчас
другие российские театры — символы великого русского балета: на его
спектакли билеты распроданы на месяцы вперед. И приезд коллектива в
Йыхви — огромное достижение фестиваля.
Без слов
«Без слов» — так, я бы сказала, забавно для балета, назван спектакль
Дуато по песням Шуберта. Он, может быть, наиболее тесно связан с
эстетикой учителя Дуато — Иржи Килиана, глядя на спектакли которого,
всегда изумляешься абсолютной естественности виртуозной пластики его
артистов. Словно танцоры — мягкая глина, охотно и легко меняющая форму,
принимающая любые идеи постановщика.
В спектакле «Без слов» любовь и смерть, соединение и расторжение,
вплетенные в музыку, помогают догадаться, о чем думал композитор,
оказавшийся во власти вдохновения; что именно скрывалось за химическими
формулами его нотных знаков; как выглядит то, что не имеет вида; какой
запах источает то, что не предназначено для обоняния.
Движения артистов в пространстве чем-то напоминают быстрое рисование
иероглифов умелой рукой. Их вовсе не обязательно читать, достаточно
любоваться…
Третий спектакль, показанный в Йыхви, — «Дуэнде» на музыку Дебюсси.
Представьте себе лес в сгущенных сумерках, темно-зеленый, полный
причудливых теней — тени шьют своими игольчатыми точечными движениями
музыку, складывая ее из отдельных нот.
Следующий день Михайловский театр посвятил классическому балету.
«Можно уходить куда угодно от классики, но все равно к ней вернешься,
без нее балет мертв», — с нажимом говорил на пресс-конференции Фарух
Рузиматов, которого зрители увидели как раз в спектакле, далеком от
классики — в «Паване мавра» Генри Пёрселла, созданного по мотивам
«Отелло».
Зал приветствовал Рузиматова стоя. Страстность и сила, с которой он
исполнил роль мавра, равна была шекспировской. Темная стихия ревности и
безумия наполняла сдержанные движения артиста, опаляя пространство
предчувствием катастрофы.
Вечер, начавшийся легким и праздничным балетом Ивана Армсгеймера
«Привал кавалерии», завершился гала-концертом, в котором участвовали все
ведущие солисты театра. И вновь на фоне восходящих и взошедших звезд,
демонстрировавших высочайший класс исполнения, выделялся танец Фаруха
Рузиматова — пластическое осмысление «Болеро» Равеля.
Два балетных дня в Йыхви показали нам мировой уровень этого вида
искусства; не только профессионалам, но и зрителям важно знать, как
выглядит вершина и как на ней дышится.
Добавим, что в рамках фестиваля его художественный руководитель Теэт
Каськ показал три своих одноактных балета в Раквере с участием
выдающейся грузинской артистки Нины Ананиашвили.
А в Йыхви за день до выступления мэтров сцена была предоставлена
детским коллективам и студиям, открылись выставки, посвященные балету,
был показан документальный фильм об эстонской приме Кайе Кырб.
Балетная столица Эстонии утопает в зелени. У концертного дома стоят
машины не только с эстонскими, но и российскими номерами: ради тех
спектаклей, на которые не попасть в Петербурге, есть смысл приехать в
Йыхви.
Балет
V Балетный фестиваль в Йыхви 17-20 мая 2012 Йыхви и Раквере Главный гость — Санкт-Петербургский Михайловский театр