Начо Дуато: Русские избегают панибратства, и это хорошо
Главными гостями V балетного фестиваля в Йыхви станут солисты
Михайловского театра из Санкт-Петербурга. Вместе с ними в Эстонию
приедет и художественный руководитель Михайловского балета – испанский
танцовщик и хореограф Начо Дуато.
В рамках фестиваля 19 мая солисты Михайловского покажут в Йыхви
одноактные балеты Начо Дуато «Без слов», «Дуэнде» и Nunc Dimittis на
музыку Арво Пярта, а днем позже на сцене Йыхвиской филармонии состоится
вечер классического балета в постановке испанского хореографа: за
«Привалом кавалерии» и «Паваной мавра» последует гала-концерт.
В преддверии фестиваля Начо Дуато рассказал «ДД» о своих учителях,
современном балете и о том, как ему живется и работается в России.
Не судите о нас по «Дон Кихоту»
– Вы родились в Испании, учились в Лондоне, Брюсселе и
Нью-Йорке, танцевали в Швеции и Нидерландах, вы знаете весь
хореографический мир. Что в этом интернациональном пространстве повлияло
на вас в наибольшей степени?
– Безусловно, на первом месте для меня – Иржи Килиан. Я работал с ним
девять лет в Нидерландском театре танца, был ведущим солистом в его
балетах, он сочинил для меня несколько спектаклей... Именно благодаря
Килиану я поставил свой первый балет – «Огражденный сад». Потом мы
работали бок о бок как хореографы в Нидерландском театре танца с ним и
Хансом ван Маненом. Кроме Килиана, в мою «тройку» хореографов входят
Уильям Форсайт и Матс Эк. Это важнейшие имена в моем хореографическом
словаре. Все трое на высочайшем уровне работают уже сорок лет. Каждый
создал свою школу, свой театр, свой танцевальный язык. Вот это я и
считаю настоящим мастерством.
– Вас отличает склонность к современному балету, который часто противопоставляют классическому...
– Это большая ошибка – противопоставлять современный балет и классику.
Нередко современный танец оказывается слаб и беспомощен, если не
опирается на классическую школу. Границы, которая четко отделяла бы
современный балет от классического, не существует. Балет по своей сути –
искусство, которое не может оставаться неизменным, которое нельзя
законсервировать; каждый новый день дает балету новую жизнь и новое
дыхание. Непростительное упрощение – считать, что танец на пуантах
несовременен, а босиком – актуален. В своей испанской труппе я не мог
ставить балеты в классической технике только из-за того, что в моем
распоряжении не было танцовщиков, которые в полной мере владели бы
техникой танца на пальцах. А труппа Михайловского театра владеет ею
блестяще, поэтому я смог поставить «Спящую красавицу», соблюдая
классические каноны. И как теперь ее называть, мою «Спящую»? Как
называть «Прелюдию», которую я тоже сочинил уже в Петербурге? Разве это
не современный балет? Разве это не классический балет?
– Многие считают испанцев очень темпераментными людьми с
горячей кровью и горячими головами. Эти национальные черты отражаются в
ваших хореографических работах?
– Должно быть, вы судите об испанцах по балету «Дон Кихот». Сам я,
кстати, в этом спектакле родной страны не узнал... Впрочем, это неважно.
Не думаю, что меня можно назвать типичным испанцем. Я давно считаю себя
гражданином мира. Я работал в разных странах, от Швеции до Австралии, и
уже почти два года живу в Петербурге. На мой взгляд, хореографическое
искусство вообще вне – и выше – любой национальности.
Россия – не баня и не водка
– В течение двадцати лет вы возглавляли Национальный театр танца Испании, но покинули этот пост ради Михайловского театра...
– Выбор в пользу Михайловского театра я считаю одним из важнейших
решений своей жизни. Сегодня в моем распоряжении балетная труппа, о
которой можно только мечтать: замечательные танцовщики, великолепно
сложенные, блестяще выученные, образованные, музыкальные и, главное, с
потрясающе сильным желанием работать. И еще: такое уважение к
хореографу, какое я ощущаю в России, не встретить ни в одном другом
театре мира. Я чувствую их полное доверие и готовность к самоотверженной
работе.
– Как чувствует себя испанец в русском окружении? Есть вещи, которые вас забавляют или кажутся странными?
– Если вы имеете в виду, что жить в России – это ходить в баню и пить
водку, то вы ошибаетесь. По крайней мере меня к этому ничто не
обязывает. Санкт-Петербург – великолепный европейский город, где есть
все, чему надлежит быть в европейских столицах, и даже больше. Я не
только памятники и достопримечательности имею в виду, такие, как Эрмитаж
или Казанский собор. В своей жизни я посетил так много церквей и
музеев, что больше всего ценю возможность совершить приятную прогулку по
городу, а в Петербурге такими прогулками можно насладиться сполна. Что
касается русского характера, то, насколько я заметил, русские сдержанны,
сохраняют дистанцию, избегают панибратства в общении, и мне это
нравится.
– Вы выучили русский – хотя бы немного?
– Собирался взяться, но на изучение русского совсем не остается
времени. С другой стороны, тут почти все говорят по-английски. Но я знаю
несколько важных русских слов, которые иногда использую на репетициях:
«выше», «линия»...
– Одно из первых ваших сочинений в Михайловском театре – Nunc
Dimittis на музыку Арво Пярта. Почему вы выбрали это произведение? Вы
встречались с Пяртом? Он известен тем, что ведет очень замкнутую,
отшельническую жизнь...
– При создании балета я всегда вдохновляюсь музыкой. Произведения Арво
Пярта меня глубоко взволновали, замысел моего первого «русского» балета
полностью родился из музыки. Но с композитором мы не встречались. В Nunc
Dimittis есть также фрагменты колокольного звона – их специально
сочинил Давид Азагра.
– Год назад вы сказали в одном из интервью, что хотя Россия
имеет огромный потенциал в сфере балета, глобального влияния у нее нет,
поэтому ваша задача – открыть новых русских хореографов, которые
потрясут мир. Вам это удалось?
– К сожалению, воплотить этот план в жизнь я пока не успел. Но,
надеюсь, в будущем мне удастся найти молодых талантливых хореографов – и
они действительно потрясут мир.
***
Справка «ДД»:
Начо Дуато (Хуан Игнасио Дуато Барсиа) родился 8
января 1957 года в Валенсии. Учился балету в Rambert Dance Company в
Лондоне, у Мориса Бежара в Брюсселе и в Американском балетном театре
Элвина Эйли в Нью-Йорке. Начал карьеру танцовщика в шведском балете
Биргит Кульберг, позднее присоединился к Нидерландскому театру танца под
руководством Иржи Килиана.
С начала 1980-х годов выступает как хореограф, с 1988-го – хореограф
Нидерландского театра танца (вместе с Килианом и Хансом ван Маненом), с
1990-го – художественный директор Национального театра танца Испании. В
2010 году досрочно прервал контракт с Национальным театром танца с 1
января 2011 года стал художественным руководителем балета в Михайловском
театре оперы и балета (Санкт-Петербург).
Ставил балеты на музыку Баха, Шуберта, Бетховена, Вагнера, Респиги,
Равеля, Сати, Прокофьева, Вилла-Лобоса, Ксенакиса, Гласса, испанских
композиторов. Среди наград Начо Дуато – «Золотой приз танца» (1987),
Орден искусств и литературы (1995), премия Benois de la Dance (2000),
Национальная танцевальная награда Испании (2003), награда Союза
художественных критиков Чили (2010).