Татьяна Маневская: у нас театр хороший, плохо, что руководство часто меняется
Для актрисы Русского театра Татьяны Маневской этот год оказался
юбилейным вдвойне. Летом она отметила 60-летие и 30 лет работы в труппе.
А 10 ноября премьерным спектаклем «Волки и овцы» круглую дату актрисы
отметили в Русском театре.
Обаятельная Маневская полна оптимизма и думает только о будущем. У нее
много планов, которые, конечно же, ей удастся претворить в жизнь.
Актриса считает, что нашим мечтам свойственно сбываться, и ее жизнь и
карьера – тому подтверждение, пишет mke.ee.
- У вас были роли, играть которые не хотелось, но приходилось? Что в таком случае актер должен делать?
- В одном из пунктов трудовых договоров у актеров записано, что актер
может отказаться от роли в связи с религиозными соображениями. Одна моя
знакомая актриса отказалась играть от роли Матрены во «Власти тьмы»,
потому что она убивает ребенка. И ей было разрешено. У меня, наверное,
были роли не очень интересные, но я от них не отказывалась.
- Многие вас ассоциируют с ролью, когда вы, как говорят, бегали по сцене обнаженной?
- Я была приглашена в Русский театр Романом Виктюком на постановку
«Мелкого беса». Это было в 1984 году, пьеса наделала много шума, так как
роман Сологуба был запрещен. И там я, конечно же, не бегала. Был
поставлен свет под определенным углом, я стояла на носочках вполоборота,
когда поворачивалась анфас – свет затемнялся, виден был лишь мой
силуэт, словом, все было эстетически выдержано. Роман Григорьевич меня
долго не упрашивал, хотя не все актрисы идут на это.
Другое дело, если играть в таком виде, то есть двигаться и ходить, на
такое вряд ли кто-то согласится. И потом – вообще многие считают, что в
театре надо показывать две вещи: запрещенные, которые очень интересны
публике, и те, о которых непринято говорить: бедность, болезнь...
- То есть эпатаж?
- Да, это привлекает зрителя. Тогда Виктюк эпатировал публику – и в трюке со мной, и в том, что взял запрещенное произведение.
- Что можете сказать об уровне московских театров и нашего? Постарайтесь абстрагироваться, не защищайте честь мундира.
- Могу процитировать режиссера Юрия Еремина из театра «Моссовета»,
сказавшего, что театральные труппы сами по себе очень похожи. В
стародавние времена, в XIX веке, любую труппу набирали по «Горе от ума».
Там есть вся актерская палитра: характерные актеры – Лиза, Молчалин,
героиня - Софья, герой - Чацкий, резонер – Скалозуб, благородный отец -
Фамусов. И в нашем театре эта палитра есть.
Мое мнение – у нас хорошая труппа, но слишком часто руководство
меняется, что не в плюс театру. Конечно, сложность и в том, что мы
существуем в заграничном пространстве. Театр в эмиграции – особый театр.
Выживать сложнее. В Москве огромное количество театров, есть те, кто
лучше нас, а есть те, кто хуже, но Москва не имеет проблем со зрителем.
Свой театр я люблю, мне нравится, что сейчас есть приток молодежи, мы
надеемся и мечтаем и ждем, что у нас все будет лучше и лучше.
- Вы состоялись как актриса. А как жена, любимая женщина, мать?
- Я вышла замуж в институте за однокурсника-актера и развелась, уже
когда прожила в Таллинне несколько лет. Причина развода – банальная:
очередное увлечение супруга....и я уехала в Таллинн. Мне многие говорят,
что надо было простить. Но – как было, так было.
Я уехала сюда, как думала, на годика два, и осталась. У меня, к
сожалению, не сложилась личная жизнь. Я живу одна. Был период, когда я
очень переживала, что у меня нет детей. Сейчас смирилась. Считаю, для
женщины это очень плохо, и подобного я никому не пожелаю.
Молодым актрисам я бы посоветовала думать о себе и параллельно варить
борщи. Глупо полагать, как в прошлом, будто актриса должна служить
искусству и не иметь семью. Выдуманная теория. Сейчас театр – далеко не
политическая трибуна, на которую поднимались Ермолова, Стрепетова – они
читали Некрасова, и люди плакали. Может, им и надо было жить в
одиночестве. А сегодняшний театр являет собой ансамбль техники, музыки,
игры актеров – всего-всего.