Влияние мирового экономического кризиса на экономику стран Прибалтики
Осенью 2008 года мировая экономика испытала воздействие сильнейшего с
1930-х годов финансово-экономического кризиса. В результате этих
событий большинству стран мира был нанесен серьезнейший экономический
урон. Не стали исключением и страны Прибалтики. Кризис оказался для них
весьма болезненным. Более того, последние тенденции свидетельствуют о
том, что Латвия, Литва и Эстония не просто пострадали от кризиса, но и
попали в число аутсайдеров, то есть государств, оказавшихся на грани
экономического коллапса. А ведь совсем недавно они представлялись многим
как цитадели экономического роста, как эталон успешного проведения
социально-экономических реформ, как государства, получившие максимальные
дивиденды от интеграции в западные политические и экономические
структуры. Так что же произошло?
В 2000-е гг. о Латвии, Литве и Эстонии заговорили как о «балтийских
тиграх» (по аналогии с экономиками Юго-Восточной Азии), демонстрирующих
высокие и стабильные темпы экономического роста. Они стали самыми быстро
развивающимися государствами не только среди стран постсоветского
пространства и Центральной и Восточной Европы, но и Европейского Союза.
Показатели роста ВВП после дефолта 1998г. в России, оказавшего
отрицательное воздействие на прибалтийских соседей, были в несколько раз
выше среднего уровня ЕС (аналогичными темпами могла похвастаться только
Словакия).
Таблица 1. Годовой рост реального ВВП (2000-2007) (% к предыдущему
году)
За 2000-2007гг. в 2,5-3 раза вырос ВВП на душу населения: в Латвии – с
3600 до 10200 евро, в Литве – с 3500 до 9600 евро, в Эстонии – с 4500
до 12000 евро, – что, однако, составило соответственно лишь 37%, 34% и
47% от среднеевропейского уровня (в 2000г. – 19%, 19% и 24%). Показатель
ВВП (по ППС) на душу населения увеличился практически в 2 раза: в
Латвии – с 7,0 до 13,9 тыс.евро, в Литве – с 7,5 до 14,8 тыс.евро, в
Эстонии – с 8,6 до 17,1 тыс.евро. В то же время в 2007г. он лишь
незначительно превысил половину среднего значения по ЕС (Латвия – 55,7%,
Литва – 59,3%, Эстония – 68,8%; в 2000г. аналогичные показатели
составляли 36,7%, 39,3% и 45,0% соответственно). Такое процентное
соотношение позволяло прибалтийским государствам пользоваться поддержкой
Фонда сплочения, а также структурных фондов ЕС. Так, за
2004-2006гг. Латвия получила 1 млрд. евро, Литва – 1,7 млрд. евро,
Эстония – 800 млн.евро. На 2007-2013гг. выделено соответственно 4,6
млрд., 6,8 млрд. и 3,4 млрд. евро.
Однако основой экономического роста прибалтийских государств всё же
стали не дотации из Брюсселя, а развитие собственных экономик.
Структурные изменения, произошедшие в экономиках в 1990-е гг., привели к
тому, что в последние годы большую часть ВВП (60-70%) и его роста
обеспечивала сфера услуг. По оценке Eurostat, Латвия в 2006г.
вышла на 4 место после Греции, Германии и Великобритании в оптовой
торговле и после Дании, Великобритании и Германии в сфере «Недвижимость,
аренда и лизинг», а Латвия и Литва заняли соответственно 3 и 4 места
после Германии и Великобритании в секторе «Транспорт и хранение». В
целом, оборот в сфере услуг с 2000 по 2007гг. увеличился в показателях
базового года (2005=100%) в Латвии с 42,59% до 155,91%, в Литве – с
52,24% до 139,07%, в Эстонии – с 49,87% до 145,60%.
Значительный вклад обеспечивала строительная отрасль, доля
которой увеличилась к 2007г. по сравнению с 2000г. с 6,1% до 9,0% в
Латвии, с 6,0% до 10,2% – в Литве, с 5,6% до 9,1% – в Эстонии. При этом
за 2002-2007гг. объёмы строительства выросли в Латвии почти в 7 раз, в
Литве – в 3-3,5 раза, в Эстонии – 2,5-3 раза. Даже промышленность
и сельское хозяйство, доля которых в ВВП сократилась по
сравнению с советским периодом в 3-4 раза, демонстрировали существенный
рост. По сравнению с 2000г. объём произведённой промышленной продукции
вырос к 2007г. в Латвии на 39,1%, в Литве – на 83,9%, в Эстонии – на
87,9%. За те же годы значительно увеличилась добавленная стоимость (по
ценам производителя) в сельском хозяйстве: в Латвии – со 182 до 343 млн.
евро, в Литве – с 394 до 521 млн. евро и в Эстонии – со 137 до 254 млн.
евро. Общее же количество сельскохозяйственных производителей
сократилось в Латвии – с 126,6 до 107,8 тыс., в Литве – с 272,1 до 230,3
тыс., в Эстонии – с 36,9 до 23,3 тыс..
Однако физический объем сельскохозяйственного производства так и не
достиг советского уровня. По основным видам продукции он в среднем
составил в 2007г. в Латвии и Эстонии приблизительно 50%, в Литве – более
70%. Причём если производство зерновых культур было на уровне 96%
(Латвия), 93% (Литва) и 88% (Эстония), то, например, мяса –
соответственно 27%, 48% и 32% от объёмов 1990г..
В то же время на протяжении всех «тучных лет» в экономике
прибалтийских государств нарастали негативные тенденции. Ещё в декабре
2006г. влиятельный британский журнал «The Economist» опубликовал статью,
в которой были перечислены основные угрозы, стоявшие перед экономиками
Латвии и Эстонии: «пузырь» на рынке недвижимости, значительный дефицит
по текущим операциям платёжного баланса (17,9% ВВП в Латвии и 12,5% ВВП
Эстонии); резкий рост зарплат в строительстве, торговле и туризме при
общем кадровом голоде рынка труда (в особенности, нехватка
высококвалифицированных кадров).
В итоге структурные изменения в экономиках стран Прибалтики,
произошедшие в ходе их переориентации на рынки Евросоюза и
обеспечивавшие рост в 2000-2007 гг., заложили предпосылки последующего
экономического спада. Первым неблагоприятным симптомом стало нарастание
инфляции (см. Таблица 2). Именно она не позволила странам Прибалтики
войти в зону евро в 2008 году. Между тем сама инфляция стала
следствием перенасыщенности их национальных экономик спекулятивными
деньгами, хлынувшими на их рынок из-за рубежа, прежде всего из Швеции.
Кроме того, после вступления в ЕС инфляция ускорилась вследствие роста
цен на основные товары и услуги.
Таблица 2. Инфляция в странах Прибалтики (2000-2007) (%)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Латвия
2,6
2,5
1,6
3,3
6,2
6,9
6,6
10,1
Литва
1,1
1,6
0,3
-1,1
1,2
2,7
3,8
5,8
Эстония
4,0
5,7
3,6
1,3
3,0
4,1
4,4
6,6
Источник: World Economic Outlook Database, October 2009
(www.imf.org)
С началом мирового финансово-экономического кризиса структурные
перекосы экономик стран Прибалтики обратили «экономическое чудо» в
экономический крах. Как и во многих странах мира, он начался с проблем
на рынке недвижимости. Искусственный «пузырь», раздутый на этом рынке
внешним спекулятивным капиталом, стал резко сдуваться. Причём, на
глубину падения этого рынка повлияли не только общемировые тенденции, но
и особенности стран Прибалтики, где не состоялось ожидаемое
присоединение к зоне евро: это расстроило планы многих спекулянтов,
рассчитывавших выгодно конвертировать свои вложения на местных рынках в
валюту Евросоюза. В результате начался отток западного спекулятивного
капитала из Прибалтики.
Резкое снижение экономических показателей началось с середины 2008г.,
когда последствия ипотечного кризиса в США достигли Европы. Зависимость
от зарубежных инвестиций, доминирование иностранного капитала в
промышленности (в Литве – в меньшей степени) и банковском секторе
привели к быстрому ухудшению экономической конъюнктуры в прибалтийских
государствах. На фоне оттока западного капитала стал нарастать дефицит
платёжного баланса, покрывавшийся ранее за счёт зарубежных займов и
притока прямых иностранных инвестиций.
Падение экономики стран Прибалтики по всем параметрам носило
обвальный характер. К концу 2009г. выяснилось, что спад в их экономиках
самый сильный во всей Европе. Сокращение реального ВВП за 2008-2009гг. в
4-4,5 раза превысило среднеевропейский показатель. Снизился,
соответственно, и ВВП на душу населения, хотя в целом по ЕС он
продемонстрировал небольшой рост. За 2009г. худшие результаты в
промышленном производстве показала Эстония, в строительстве – Литва,
сельском хозяйстве и сфере услуг – Латвия.
Таблица 3. ВВП и его составляющие в странах Прибалтики (2008-2009
гг.)
ЕС
Латвия
Литва
Эстония
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
Реальный ВВП (темп роста, %)
0,8
-4,1
-4,6
-18,0
2,8
-15,0
-3,6
-14,1
ВВП на душу населения (тыс.евро)
24,9
25,1
10,2
8,3
9,6
8,0
12,0
10,2
Промышленность (темп роста, %)
-1,74
-13,9
-3,81
-15,79
4,89
-14,44
-6,16
-26,15
Строительство (темп роста, %)
-3,02
-8,35
-3,07
-34,95
4,05
-48,49
-15,35
-30,0
Сельское хозяйство (темп роста, %)
6,0
-11,7
-0,3
-21,7
10,8
-16,8
-4,5
-15,1
Источник: Eurostat (Европейская статистическая служба), если
не указано иное.
Экономический спад сильно ударил и по сфере услуг. То есть тот новый
сектор экономики, который сформировался при подготовке и в ходе
присоединения стран Балтии к Евросоюзу, пострадал больше всего, показав
свою неустойчивость и чрезмерную зависимость от внешнеэкономической
конъюнктуры.
Таблица 4. Сфера услуг в странах Прибалтики (2008-2009 гг.)
ЕС
Латвия
Литва
Эстония
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
Все услуги
4,62
-8,42
0,46
-30,56
12,21
-24,44
-3,67
-20,61
Оптовая и розничная торговля (и ремонт
автомобилей)
Вследствие оттока капитала возникли серьезные проблемы в финансовом
секторе, в том числе в государственных финансах. Необходимость
рассчитываться по зарубежным займам, абсолютное большинство которых было
номинировано в иностранной валюте (в Латвии и Эстонии – около 90%, в
Литве – около 70%), создала опасность дефолта. Прямым следствием
этого (а также роста бюджетного дефицита) стало обращение за кредитами к
другим государствам, МВФ и Евросоюзу. Такая политика привела к росту
внешнего государственного долга: в абсолютных показателях он составил в
Латвии на январь 2010г. 4,649 млрд. евро, в Литве на декабрь 2009г. –
5,515 млрд. евро, в Эстонии (март 2010г.) – 835 млн. евро. Для
сравнения: на декабрь 2008г. этот показатель был для Латвии 1,871 млрд.
евро, для Литвы – 3,232 млрд. евро, для Эстонии (январь 2009г.) – 490
млн. евро. При этом дополнительную неустойчивость прибалтийским
экономикам создаёт внешний долг частного сектора. По оценке МВФ, в
2009г. в Латвии он составил 134,5% от ВВП, в Литве – 70,6%, в Эстонии –
126,1%.
Таблица 5. Некоторые макроэкономические показатели в странах
Прибалтики (2008-2009 гг.)
ЕС
Латвия
Литва
Эстония
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
2008
2009
(оценка)
Государственный долг (% ВВП)
61,5
80,0
19,5
43,5
15,6
27,8
4,6
5,7
Счёт текущих операций (% ВВП)
-1,1
-0,8
-12,6
4,5
-11,5
1,0
-9,3
1,9
Экспорт (темп роста, %)
5,2
-18
13,9
-22
28,5
-30
5,5
-25
Импорт (темп роста, %)
9,1
-25
-1,8
-38
18,7
-40
-4,7
-35
Источник: Eurostat (Европейская статистическая служба), если
не указано иное.
Латвия ещё в конце 2008г. договорилась с ЕС, международными
организациями (МВФ, ЕБРР, Всемирный банк) и странами-донорами (Швеция,
Дания, Норвегия, Финляндия, Чехия, Польша, Эстония) о предоставлении
кредита в 7,5 млрд. евро со ставкой процента в среднем 3,5% в год.
Из них 600 млн. евро были получены 29 декабря 2008г. от МВФ под 2,136% в
год (должен быть погашен до 27 декабря 2013г.), два транша в 1 и 1,2
млрд. евро – от Еврокомиссии под 2,125% (получены 25 февраля и 27 июля
2009г., даты погашения – 3 апреля 2014г. и 27 января 2015г.
соответственно). В целом, на данный момент Латвии предоставлено уже
более половины предполагаемого займа (последний транш в размере 500
млн. евро был получен 11 марта 2010г.). Это, однако, потребовало
принятия на себя ряда обязательств по структурному реформированию
экономики за счёт увеличения налогов и сокращения бюджетных расходов, в
особенности, на социальную сферу, а дефицит бюджета не должен превысить в
2010 и 2011гг. 8,5% и 6% соответственно.
Что касается Литвы и Эстонии, то они старались обходиться без
получения политически обязывающих кредитов, пытаясь решить проблему
растущего бюджетного дефицита путём оптимизации его расходной части,
увеличения налогов и заимствований на рынке. Впрочем, в планах
эстонского правительства взять в течение 3 лет кредитов на сумму 830
млн.евро. В Литве же за 2009г. государственный долг международным
организациям развития вырос с 87,6 млн. до 842,2 млн. евро. Кроме
того, хотя президент Литвы Даля Грибаускайте с регулярностью заявляет об
отсутствии необходимости обращаться за кредитом в МВФ, такой
возможности не исключает министр финансов Ингрида Шимоните: «Помощь из
международных институтов является не запасным планом, а одной из
возможностей, которая всегда под рукой. Есть международные организации, -
в первую очередь, Европейская Комиссия, затем – МВФ…». Пока же
предполагается прибегать к заимствованиям на международных рынках (за
2009г. заимствования составили около 4 млрд. евро, в 2010г.
прогнозируется такая же сумма).
Государственные заимствования были направлены исключительно на
поддержание макроэкономической стабильности, а не на смягчение
последствий кризиса для населения прибалтийских государств, которое
достаточно быстро ощутило на себе ухудшение экономической ситуации. Это
привело к росту недовольства в обществе политикой, проводимой
правительствами. Так, ещё 13 января 2009г., когда последствия кризиса
только начали проявляться (в виде резкого роста безработицы и сокращения
заработной платы), состоялась акция протеста в Риге с требованиями
переизбрания парламента и отставки правительства, переросшая в массовые
беспорядки и столкновения с полицией. Она была организована партией
«Общество для другой политики» (председатель – известный латвийский
экономист, политик Айгарс Штокенбергс) и собрала, по разным оценкам, от
10 до 20 тыс. человек. 16-17 января с подобными требованиями прошли
митинги и во многих литовских городах (в Вильнюсе, Клайпеде, Шауляе,
Алитусе). Причём, акция протеста в Вильнюсе, проходившая под лозунгами
«Воры, вон!», «Работы, хлеба, денег!», «Позор!», в которой по
официальным данным участвовало около 7 тыс. человек (по другим данным –
до 10 тысяч), также закончилась беспорядками, жестко подавленными
полицией.
В 2009г. акции протеста различных социальных групп и профсоюзов, хотя
и не такие массовые, стали регулярными. Основными требованиями в ходе
большинства из них были снижение налогов, создание рабочих мест и
повышение заработной платы. Между тем правительства стран Прибалтики
оказались беспомощными в этой непростой ситуации. Единственное, что они
смогли предложить своим гражданам – это продолжение прежнего курса,
рассчитанного на то, что кто-то извне должен предоставить помощь для
решения внутренних проблем. На этот раз в виде «волшебной палочки» стала
идея присоединения к зоне евро.Согласно принятым в Литве и Латвии
«Программам конвергенции», оно намечено на 1 января 2014 года. Эстония
подала заявку на вступление в зону евро с 2011 года (официальный ответ
Европейской Комиссии должен быть получен 6 июля этого года).
В условиях кризиса этот курс еще более усугубил и так непростую
ситуацию.Необходимость ограничения дефицита госбюджета тремя процентами
ВВП вела к искусственному сокращению государственных расходов и не
позволяла выделять средства на программы восстановления экономики. Более
того, правительствам стран Прибалтики пришлось и дальше идти путем
сокращения расходов на социальные нужды, заработной платы (в том числе
для госслужащих, работников правоохранительных органов, здравоохранения и
образования) и увеличения налогового бремени. Все это подрывало
внутренний спрос и препятствовало восстановлению национальной
промышленности и сельского хозяйства.
Так, в Латвии ещё в конце 2008г. НДС был поднят с 18% до 21%
(пониженный НДС – с 5 до 10%), в Литве в сентябре 2009г. – с 19% до 21%,
в Эстонии с июля налог с оборота (аналог НДС) – с 18% до 20%. Кроме
того, выросли в Эстонии и косвенные налоги (например, государственные
акцизы на алкоголь, табачные изделия, электороэнергию и др.), а также
стала применяться практика введения новых налогов: например, в Таллине с
1 января 2010 год был введён столичный налог на плавательные средства
(лодки, яхты, катера) в размере 10 %, а с 1 июля 2010 года планируется
введение дополнительного налога с оборота (+ 1 % к сумме покупки).
Заработная плата государственных служащих в Литве и Латвии за 2009г.
сократилась примерно на 10%, в Эстонии – на 15%. Работники бюджетной
сферы в целом более всего пострадали в Латвии – их доходы уменьшились за
прошедший год почти на 40%.
Однако даже при мерах жесткой экономии добиться соответствия
Маастрихскому критерию по бюджету удалось лишь Эстонии. По итогам 2009г.
бюджетный дефицит составил в Латвии – 6,7%, в Литве – 9,2%, в Эстонии –
1,7%. Но, как показывают нынешние реалии, даже выполнение этого условия
вряд ли позволит Таллину получить одобрение Евросоюза на присоединение к
зоне евро в ближайшее время. Дело в том, что в условиях кризиса сама
зона евро затрещала по швам. Проблемы бюджета и государственного долга
Греции, Испании, Португалии и Италии поставили единую европейскую валюту
перед серьезными вызовами. Преодолеть их будет непросто, а
присоединение к зоне евро новых государств с неустойчивой экономикой
может только углубить существующие проблемы еврозоны.
Поиск путей выхода из кризиса, в сущности, разделил общества
прибалтийских государств на две неравные группы. С одной стороны –
правящая коалиция, премьер-министр и президент. С другой – оппозиция и
скептически (если не сказать больше) настроенное по отношению к
предпринимаемым мерам общество. Например, в Литве в мае 2009 года
президент Грибаускайте позитивно оценила сокращение расходной части
бюджета на более чем 870 млн.евро. «Новый президент подчеркнула, что
доверие к Литве после этого повысилось, а правительство может выпустить
эмиссию облигаций на 500-600 млн. евро, что, в свою очередь, позволит
взять кредит, продав эти еврооблигации, на международном рынке. Это, по
мнению Дали Грибаускайте, поможет стабилизировать финансовую систему в
Литве без обращения за помощью в МВФ». Показательно, что в
подписанном ей бюджете на 2010г. также предполагается дальнейшее
сокращение бюджетных расходов: на социальные нужды будет выделено на 22%
меньше средств, зарплаты госслужащих сократятся на 10%, бюджетников –
на 5%.
Латвийское руководство также расценивало динамику макроэкономической
стабилизации как позитивную, несмотря на катастрофическое ухудшение
благосостояния населения и постоянно грозящую опасность дефолта. А
отвечая на вопросы читателей портала Telegraf.lv, президент страны
Валдис Затлерс отметил, что выбранный экономический курс на сокращение
бюджетных расходов и получение международных кредитов был, по сути,
единственным выходом из сложившейся ситуации: «Решение о займе приняли
Сейм и правительство, соответственно попросив одобрить получение займа.
Нас никто не заставлял этого делать, но альтернативы, которые были в
2008 году и сейчас, следующие: первая — сократить расходы бюджета до
уровня доходов, то есть на 1,5 миллиарда латов. Вторая альтернатива –
провести необходимые, но очень болезненные мероприятия, сбалансировать
расходы с доходами, провести реформы и восстановить экономическую
конкурентоспособность государства, но одновременно постепенно сократить
расходы. Мы выбрали второй путь».
Подчеркивая макроэкономические успехи Эстонии в 2009г. (показатели
инфляции, госдолга, дефицита бюджета) и характеризуя дальнейшее развитие
Эстонии, премьер-министр и лидер Партии Реформ Андрус Ансип на
состоявшейся 9 декабря 2009г. встрече с Херманом ван Ромпеем,
Председателем Европейского Совета, заявил: «Эстония рассматривает
присоединение к зоне евро, жёсткую бюджетную политику и устойчивые
государственные финансы в качестве необходимых условий создания среды,
способствующей развитию экономики».
Следует, однако, отметить, что одним из следствий монетаристской
экономической политики правительств по сокращению бюджетных расходов и
увеличению доходов за счет роста налогов стала крайне негативная
ситуация в области занятости во всех трёх странах. Согласно последним
оценкам Eurostat, в Латвии, ставшей лидером в ЕС по этому показателю,
безработица за год выросла с 12,3% до 22,9%, в Литве – с 6,4% до 14,6%
(третий квартал 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г.), в
Эстонии – с 7,6% до 15,5% (четвёртый квартал 2008г. относительно такого
же периода 2009г.). Особую опасность для социальной стабильности,
впрочем, представляет молодёжная (до 25 лет) безработица, которая в
Латвии в четвёртом квартале 2009г. составила 43,6%, в Эстонии – 32,1%, в
Литве в третьем квартале – 33,7%. Серьёзное беспокойство вызывает и
рост эмиграции из прибалтийских государств под влиянием ухудшающихся
экономических условий. По официальным данным, за 2009г. из Латвии
выехало около 6,3 тыс.чел. (однако в Великобритании за год
зарегистрировалось более 15 тыс. латышей, что в 2 раза превышает
прошлогодний показатель), из Литвы – 22 тыс. чел., что превышает
прошлогодние показатели. Как правило, в поисках работы уезжают
квалифицированные работники и молодёжь, а это, в свою очередь,
качественно ухудшает состояние человеческого капитала в прибалтийских
государствах.
Как отмечалось в обзоре МВФ: «Эмиграция – это защитный клапан,
который может помочь преодолеть серьёзные проблемы с безработицей в
Латвии. Но если предприниматели и наиболее квалифицированные работники
будут уезжать в большом количестве, Латвия лишится тех самых людей,
которые будут создавать новые компании и рабочие места. А уменьшая
количество рабочей силы, эмиграция может привести к сокращению
производства в Латвии. Пока ущерб от эмиграции будет возмещаться
значительными переводами средств, в самой Латвии будут сокращаться
доходы от налогов и будет сложнее финансировать государственные расходы,
например, пенсии».
В этих условиях проводимая экономическая политика, естественно,
активно критикуется оппозиционными партиями. Так, в ноябре 2009г. на
пресс-конференции председатель Социал-демократической партии Литвы и
староста фракции в Сейме Альгирдас Буткявичус заявил: «Увеличив налоги,
правительство достигло невиданных высот – некоторые сферы бизнеса
уничтожены, а некоторые ушли в тень. Снизились доходы населения, а
потребительская способность упала. Государство не смогло собрать налоги.
С легкой руки начали занимать у коммерческих банков, во многом из-за
которых Литва и оказалась в своем сегодняшнем положении». А известный
политик, стоявший у истоков литовской независимости, заместитель
председателя Сейма Чесловас Юршенас метко подытожил: «Коалиция работает,
уничтожая хозяйство и общество».
В Латвии критика антисоциальной экономической программы правительства
сопровождается заявлениями об утрате независимости, что связано с
участием экспертов Международного валютного фонда и Европейской Комиссии
в планировании бюджета страны (так, без их оценки бюджет на 2010г. не
мог быть представлен на утверждение Сейма) как условия предоставления
упомянутого кредита в 7,5 млрд.евро. По этому поводу мэр Вентспилса и
один из крупнейших бизнесменов Латвии Айварс Лембергс заметил: «Такой
займ, который сейчас взяло латвийское государство, невозможно отдать в
установленный срок, его вообще невозможно отдать… У Латвии есть
соглашение, которое заключено с МВФ, это оккупация, такая же, что
произошла 17 июня 1940 года, только в отличие от той оккупации, эта
произошла без танков».
В Эстонии, чьи макроэкономические показатели лучшие из трёх
прибалтийских государств, наибольшей проблемой оппозиция считает рост
безработицы и налогов. Выступая 16 февраля 2010г. в Рийгикогу, лидер
Центристской партии и мэр Таллина Эдгар Сависаар, по сообщению
официального Интернет-портала партии, назвал «нынешнее правительство
ответственным за то, что уровень безработицы в стране давно перевалил за
10 процентов и треть безработных не имеют работы уже более года. При
этом он напомнил, что чуть более года назад премьер-министр Андрус Ансип
отрицал наличие кризиса в стране, главным признаком которого он считал
высокий уровень безработицы. А другие государства, в том числе США и
Германия, в это время снижали налоги, выделяли дополнительные средства
местным самоуправлениям и предпринимали меры по смягчению социальных
последствий кризиса».
Важно также подчеркнуть, что во всех прибалтийских республиках остро
дискуссионным вопросом является вступление в зону евро, которое их
лидеры рассматривают как панацею от всех экономических бед. Введение
евро позитивно оценивается экспертами МВФ. Известный американский
финансист Джордж Сорос в интервью EUObserver даже заявил, что «это резко
улучшило бы ситуацию в Латвии без особого вреда для евро», а
«расширение еврозоны могло бы пойти на пользу всей экономике ЕС».
Интересно, что ещё в мае 2007г., то есть в докризисный период,
эксперт Института свободного рынка Литвы Витаутас Куокштис заявил,
что для введения евро в Литве необходимо прибегнуть к таким мерам как
«жёсткая фискальная политика, ликвидация бюджетного дефицита, отказ от
различных нарушающих рыночные условия льгот и субсидий, реформы по
либерализации, общий рост конкурентоспособности», что позволит не
только достичь требуемых Маастрихтских показателей, но и в целом
улучшить экономическую конъюнктуру в стране.
Основные надежды связываются в случае введения евро с ростом доверия,
а значит, и инвестиционной привлекательности экономик. По мнению
премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, «введении евро подтолкнёт
иностранных инвесторов, и это улучшит внешнюю торговлю, которая, в
конечном счёте, и будет способствовать новому экономическому росту». Показательно, впрочем, что согласно социологическому опросу,
проведённому в январе 2010 года, именно в Эстонии, планирующей первой
ввести евро, это начинание впервые поддерживает менее половины населения
(47%).
В то же время лидер эстонской оппозиционной Центристской партии
Эдгаар Сависаар обращает внимание на то, что важным риском присоединения
к зоне евро может быть девальвация национальной валюты. По его мнению,
обменный курс при введении может определяться не в Таллине, а в
Брюсселе, который может поставить условие: «Или девальвируйте крону, или
евро вам не видать».
Скептически оценивают перспективы присоединения к зоне евро и
некоторые латвийские экономисты. Так, президент объединения экономистов
"Латвия - 2010" Ояр Кехрис полагает, что, если до сих пор не удалось
ввести евро, то сейчас есть «более важные задачи — благосостояние
жителей, сбалансированное и долгосрочное развитие государства, что в
макроэкономических показателях измеряется приростом ВВП в размере 4%-6% в
год». Критический подход, связанный в первую очередь со
стремлением поддерживать макроэкономическую стабильность за счёт
сокращения бюджетных расходов, демонстрирует глава оппозиционной
Социал-демократической партии Литвы Альгирдас Буткявичус: «Мы понимаем,
что правительство всеми силами пытается избежать дефицита бюджета в 2012
году, потому что хотят ввести евро. Но во имя евро жертвовать теми,
кого больнее всего затронул кризис, просто цинично».
Западные экономисты в целом едины в оценке последствий кризиса для
прибалтийских экономик. Эксперты международных финансовых институтов
видят переспективу их развития в неолиберальном регулировании,
основанном на приоритете финансовой и макроэкономического стабильности
вместо смягчения последствий кризиса для населения. А факт введения евро
хотя и не должен рассматриваться как панацея, однако стремление к
вступлению в зону евро должно стать хорошим стимулом для внутренних
структурных экономических реформ. Поэтому, по мнению Кристофа
Розенберга, в 2008-2009гг. старшего регионального уполномоченного МВФ по
Центральной Европе и Балтийскому региону, прибалтийским странам не
следует отказываться от режима валютного управления: «Отказ от привязки к
евро, даже перед лицом растущего внешнего давления, скорее всего,
создаст больше проблем, чем разрешит, учитывая, что многие домашние
хозяйства и предприятия брали кредиты в евро. Наоборот, отказ от
существующей денежно-кредитной политики и политики в области
регулирования обменных курсов создаст большую дополнительную нагрузку на
существующие политические рычаги».
Ведущее британское издание «The Financial Times» рассматривает
финансовую ситуацию в прибалтийских государствах в общеевропейском
контексте. Режим фиксированного обменного курса является, по мнению
обозревателя, их «защитой от повторных претензий со стороны России на
влияние в регионе». В то же время отказ от привязки национальных
валют к евро мог бы, с одной стороны, послужить фактором экономического
оживления в этих государствах, но, с другой стороны, девальвация может
вызвать рост экономической нестабильности в Европе и, в первую очередь, в
Швеции, чьи финансовые интересы наиболее заметно представлены в странах
Балтии.
Интересным представляется факт, что лауреат Нобелевской премии в
области экономики Пол Кругман ещё в конце 2008г., предсказывая скорый
дефолт в Латвии, проводил параллели между развитием её экономики и
экономикой Аргентины, где, как известно, это случилось в 2001г.: «Латвия
для меня - новая Аргентина, а Украина - новая Индонезия. События там
схожи с теми, которые несколько лет назад привели к экономическому
коллапсу в тех странах. Латвия и Украина хотя и не являются крупными
экономическими государствами, но если к их проблеме добавить сложность
на испанском и британском рынках недвижимости, это может стать вторым
эпицентром глобального финансового кризиса».
Хотя этого ещё не произошло, надо отметить, что до нынешнего времени
развитие прибалтийских экономик (и в первую очередь латвийской) движется
именно по аргентинскому сценарию: введение режима фиксированного
обменного курса, либерализация экономик и ориентация внутреннего
производства на экспорт, возникновение зависимости от иностранных
инвестиций, серьёзные финансовые проблемы и спад в реальном секторе с
началом кризиса, сокращение бюджетных расходов, рост внешних
заимствований. Финальная стадия пока не наступила, однако кто знает: не
откажут ли им в кредите в критический момент, как это сделал МВФ в
аргентинском случае в декабре 2001г.?
Представители российского экспертного сообщества связывают нынешнее
состояние экономик стран Прибалтики с развитием в докризисные годы.
Справедливую оценку, как представляется, даёт старший научный сотрудник
Российского института стратегических исследований А.Н.Сытин. По его
мнению, кризис больнее ударил по странам Прибалтики, «потому что,
во-первых, и темпы роста были выше, и ожидания после периода не очень
богатого существования были выше, и, соответственно, запасы меньше,
поддержки меньше. Пока спасает включенность в мировую финансовую
систему, потому что, допустим, банковская система в значительной степени
принадлежит не местному капиталу».
Стабилизацию и, возможно, экономическое восстановление Латвии, Литвы и
Эстонии российские исследователи связывают с разворотом в сторону
России, учитывая экспортную ориентированность их экономик и большой
российский рынок. Так, директор Института Балтийского региона РГУ им.
Канта Ю.М.Зверев полагает, что «одним из итогов экономического кризиса
станут серьезные институциональные и структурные изменениям в
прибалтийских экономиках. При возобладании прагматических подходов это, в
свою очередь, может способствовать развитию нормальных экономических
отношений стран Прибалтики и России». При этом страны Балтии могут, по
его мнению, перейти в развитии «от модели «пограничных государств»,
рассматриваемых как «последняя граница западной цивилизации», к модели
«государств-ворот», связывающих страны Запада и Россию».
Владислав Воротников,
стажер отдела Прибалтики
Института стран СНГ,