Из всех недавно принятых в Евросоюз балтийских стран только Эстонии в 2011 году может быть предоставлено право вступления в еврозону. Об этом сообщил еврокомиссар по экономическим и монетарным вопросам Хоакин Альмуния. Только Эстония в настоящий момент удовлетворяет жестким требованиям Маастрихтского соглашения. Что само по себе интересно, учитывая малый размер страны и условия мирового кризиса.
МААСТРИХТСКИЕ ВИЛЫ
Маастрихтский договор был подписан 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды). Он преобразовал Европейское экономическое сообщество в Евросоюз и завершил создание общих для европейских стран денежной и политической систем. В договоре были прописаны условия вхождения стран в зону единой европейской валюты.
Страна, желающая войти в зону евро, должна удовлетворять следующим требованиям: 1) Дефицит ее государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП; 2) Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП; 3) Государство должно в течение двух лет удерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне; 4) Уровень инфляции не должен более чем на 1,5 процентного пункта превышать среднее значение для трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами; 5) Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны более чем на 2 процентных пункта превышать среднее значение ставок в странах с самой низкой инфляцией.
После вступления в Евросоюз в мае 2004 года три балтийских страны начали готовиться к введению евро в 2007 году. Но не сложилось. Не выполнили 4-й пункт «Маастрихта», который касался уровня инфляции. В экономику всех трех стран хлынули дешевые кредитные деньги, началось так называемое «выравнивание цен» с остальной Европой, и в 2006 г. и 2007 г. инфляция оказалась двузначной.
Однако в 2008 г. начался мировой финансовый кризис, и дешевые деньги иссякли. Да и цены к тому времени сравнялись с европейскими. Инфляция во всех трех странах резко пошла вниз – вплоть до дефляции. И тут на Латвию с Литвой обрушилась следующая напасть – первый пункт «Маастрихта». Дефицит их государственных бюджетов зашкалил за 3% ВВП. А вот Эстония – устояла.
ЭСТОНИЯ: К ЕВРО ЧЕРЕЗ ЭКОНОМИЮ
Чтобы понять, как в условиях кризиса и резкого снижения налоговых поступлений маленькой Эстонии удалось свести бюджетные концы с концами, нужно посмотреть на цифры дефицита и профицита государственных бюджетов этих трех балтийских стран. Начиная с 2002 г. госбюджет Эстонии выполнялся с профицитом. Причем с постоянно растущим: в 2002 г. эстонцам удалось сэкономить 20,8 млн евро, а в 2007 г. – уже 411 млн евро. В результате к 2008 г. Эстонии, подобно России, удалось накопить приличную «подушку безопасности» – более 1 млрд. евро, что составляло тогда около 7% от ВВП или 24% от госбюджета 2008 г.
Свою роль здесь сыграли соседство эстонцев с финнами и налоговая политика. В отличие от Латвии и Литвы, в Эстонии реинвестированная прибыль не облагается налогами. Потому финнам, активно торгующим с Россией, всегда было выгодно размещать свои предприятия в соседней Эстонии и платить налоги там. В качестве иллюстрации можно привести цифры доходной части госбюджетов. В 2008 г. доходы бюджета на душу населения в Эстонии составляли 4448 евро, в Латвии – 3540 евро, а в Литве – 3277 евро. Эстонцам просто было что копить.
И они же первыми в самом начале кризиса взялись за сокращение расходов. Урезания зарплат в госсекторе провели еще летом 2008 года. С тех пор зарплата госслужащих снижалась два раза. Таким образом удалось сэкономить более 1 млрд евро. В результате в 2008 г. дефицит эстонского бюджета составил 441 млн евро – 2,7% от ВВП. Что вполне соответствует «Маастрихту» и при наличии миллиардной «подушки» не заставляет лезть в долги к международным финансистам, как это делают соседи. Более того, Эстония даже предложила одолжить денег своей резко обедневшей соседке – Латвии.
ЛИТВА ПОСТАВИЛА НА РАЗВИТИЕ
В 2008 г. литовцам не удалось войти в маастрихтский 3-процентный интервал. Дефицит их бюджета составил 3,2% от ВВП. Бюджет следующего года находится на рассмотрении парламента, и дефицит его рассчитан в размере 6,2% ВВП. Но президент страны Даля Грибаускайте ясно дала понять, что никакие дальнейшие повышения налогов она не поддержит. Президент Литвы считает повышение налогов губительным для бизнеса, а бизнес в Литве – прежде всего.
Несмотря на то, что государственный долг Литвы в 2008 г. уже превысил 15% от ВВП и продолжает расти заметными темпами, этот долг можно назвать «перспективным». Литва – на первом месте в Евросоюзе по уровню освоения структурных фондов. Это значит, что она лучше других использует свою квоту выделенных ей евросоюзовских денег, предлагая под них проекты, которые брюссельские чиновники соглашаются финансировать. Система распределения структурных фондов такова, что Евросоюз покрывает от 40% до 75% расходов на различные экономические и инфраструктурные проекты. При этом недостающую часть расходов инвестор должен изыскать сам. Для этого инвестор обычно берет кредиты.
Иначе говоря, литовцы берут в долг не на проедание, как это делает Латвия, а на развитие экономики и инфраструктуры. Даже основной госбюджет Литва рассчитывает в двух вариантах – с учетом фондов Евросоюза и без. Литовцы лучше всех в Прибалтике поняли, зачем они вообще вступали в ЕС.
Еще одно существенное отличие от соседней Латвии в том, что литовцы занимают деньги не у Еврокомиссии и МВФ, а предлагают свои гособлигации на свободном рынке. И, как показали последние торги, инвесторы доверяют литовским финансовым инструментам. В октябре этого года Литва разместила свои облигации на сумму $1,5 млрд на весьма приличных условиях – под 6,7% годовых.
Как заявила президент Литвы Даля Грибаускайте в интервью Slon.ru, евро для ее страны – «не цель как таковая. Евро – это система финансовой дисциплины». А сейчас, по мнению президента, для Литвы важнее иметь собственную экономическую политику, неподвластную контролю международных финансовых организаций.
ЛАТВИЯ: ПРИМЕР, КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ
В своем европейском развитии Латвия не пошла ни по бережливому эстонскому, ни по инвестиционному литовскому пути. Начиная с 1999 г. государственный бюджет страны был дефицитным. В 2008 г. дефицит составил почти 1 млрд евро. За пять «жирных» европейских лет, с 2004 по 2008 год, государственные расходы Латвии выросли с 4 до 9 млрд евро. Притом, что по уровню освоения европейских структурных фондов Латвия оказалась на последнем месте в ЕС. Причина: в настоящий момент в Латвии нет отрасли, которую можно было бы развивать с помощью европейских денег.
В конце прошлого года, когда в Латвии схлопнулся пузырь спекуляций с недвижимостью, резко упали налоговые поступления. Стране грозили внутренний и внешний дефолт. Правительство обратилось за помощью и получило от международных финансовых организаций обещание выделить кредит на сумму 7,5 млрд. евро. Основными кредиторами Латвии выступили Еврокомиссия и МВФ.
С тех пор в страну ежемесячно наведываются строгие контролеры от Еврокомиссии и МВФ и отслеживают, как Латвия выполняет их требования по сокращению бюджетного дефицита. Сейчас латвийское правительство производит то ли десятую, то ли одиннадцатую корректировку проекта бюджета-2010. Лимит дефицита, установленный международными кредиторами, – 8,5% ВВП, далеко от маастрихтского критерия.
Но хуже другое: по требованию кредиторов Латвия вынуждена значительно повышать пошлины, акцизы и налоги. А также вводить дополнительные налоги на жилье, на прирост капитала, на природный газ. Доходит до экзотики: на прошлой неделе латвийское правительство решило в 17 раз увеличить налог на мотоциклы. Дескать, в здешнем климате мотоцикл – «роскошь, а не средство передвижения». Рассматриваются даже проекты введения акциза на соль и сахар. Мотивировка: эти продукты вредны для здоровья.
В то время, как в условиях мирового финансового кризиса другие страны, наоборот, снижают налоги и накачивают свои экономики государственными средствами для их «разогрева», Латвия высасывает последние соки из своей. В таких условиях о каких-либо инвестициях речь уже не идет. Мало найдется бизнесменов, желающих вложиться в экономику со столь непредсказуемой налоговой политикой.
Понятно, что при дефиците бюджета в 8,5% о вступлении в зону евро разговор уже не идет. Да и по другим критериям страна скоро перестанет набирать проходной балл. К концу 2008 г. госдолг Латвии был 4,5 млрд евро, почти 20% от ВВП. После освоения заемных 7,5 млрд евро долг страны превысит 52% от ВВП уровня 2008 года. А если учесть, что этот самый латвийский ВВП сейчас летит вниз, и по итогам года может оказаться на 20% ниже, чем в 2008-м, то и выполнение второго пункта маастрихтских требований (госдолг не более 60% от ВВП) окажется невозможным.