Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Театр

Барочная опера на сцене «Эстонии»
Поскольку современная опера, судя по всему, по-прежнему не по силам нашей Национальной опере и ее публике, но что-то новое, состоящее из творчества романтиков XIX века, просто необходимо для репертуара, то в этом качестве как нельзя лучше подойдет хорошо забытое старое. Так, в сотрудничестве с XXIII фестивалем барочной музыки на сцене и появилась опера Георга Фридриха Генделя «Юлий Цезарь».

Оперное творчество Генделя для нашего культурного пространства, которое до сих пор берет уроки у Европы, настолько старо, что забыть его не было ни возможности, ни необходимости. Тем не менее, профессиональный театр «Эстония» за свои 106 сезонов пред­ставил здешней публике только одну музыкальную драму — оперу «Альцина», в 1985 году.

Таким образом, теперь, по сути, пришлось начинать с нуля и солис­там, и оркестру.

Юлий Цезарь в исполнении Моники-Эвелин Лийв на сцене театра «Эстония». фото: Пеэтер ЛанговитсБез эмпатий

Предприятие усложняет еще и то обстоятельство, что барочная опера не то чтобы позволяет, она требует совершенно иного постановочного подхода, по сравнению с музыкальными драмами, застрявшими в центре оперных канонов XIX века. С традиционным реализмом тут делать нечего.

Барочная опера — если, конечно, нет желания показать ее в виде костюмированного концерта — требует большей театральности, более крепких нервов и более размашистой фантазии, которая компенсирует публике медлительную форму произведения и психологическое содержание, по большей части отсутствующее в музыке.

Змея, которая в версии театра «Эстония» появилась на сцене в первой же сцене и которая была подчеркнуто ненастоящей, могла бы, но не стала ключом и семиотическим лейтмотивом постановки Георга Роотеринга (Германия). Потому что и герои оперы Генделя в своих музыкальных партиях на самом деле недотягивают до человеческих размеров.

Они не вызывают у публики особой эмпатии. В последнем действии Роотеринг ввел в игру куклы, однако в общем пространстве значимости этот ход не соотнесся ни с одним из сделанных или не сделанных прежде выборов.

Работу Роотеринга можно упрекнуть, в первую очередь, именно в отсутствии семиотической связанности: в постановке было несколько удачных находок (например, бюсты в виде боксерской груши и бомбы на цепочке, глобус-мяч) вперемешку со сценическим шумом (например, фотограф, машинистка, рыбий хвост).

Таллиннская крепостная стена Старого города, введенная в последнюю сцену вместе с пляшущей «Тульяк» продавщицей рукоделия, тоже выглядела как попытка искусственно, электрошоком, вдохнуть жизнь в постановку, которая потеряла верный пульс в первом же действии.

Мало идей и фантазии

На самом деле, над эффектными костюмами (художник Лукас Нолл из Германии) царила бесцельная эклектика. Привычно для театра «Эстония», но в то же время очень удачно, была использована глубина сцены. Успешной можно считать и попытку хореографа Кати Кивитар увеличить сценическую динамику через движение.

Танец Цезаря и Птолемея в конце первого действия, который своим умеренным гротеском и эстетикой повторений на миг соскользнул с установленной дистанции в творческий диалог с драматургическим содержанием оперы и с музыкальной формой, стал пиковым моментом всего представления.

В то же время хореография и техническое исполнение монашек-Барбарелл, несколько раз появляющихся на сцене, явно недотягивают до планки качества, мысленно установленной для национальной оперы.

Роотеринг использовал в постановке постмодернистские позиции и режиссерские приемы, которые за последние двадцать лет стали канонами барочной оперы. Но тут они, с немногими исключениями, остались лишь надежными и надоедливыми клише, поскольку создателям не хватило ни идей, ни фантазии.

В «Юлии Цезаре», поставленном в театре «Эстония», нет главной несущей концепции и, несмотря на свой внешний модернизм, постановка на самом деле неоригинальна, предсказуема и невыразительна.

Андрес Мустонен дирижировал оркестром со своей общеизвестной импульсивностью (чтобы не сказать с горячностью), как рок-группой, в довершение всего добавляя от себя импровизации на скрипке. Несколько более экзальтированное, чем обычно, звучание было достигнуто ценой утраты некоторой субтильности и общей музыкальной целостности оперы.

Если для недавних двух опер Вагнера (традиций постановки и представления которых у нас тоже нет) театр «Эстония» экспортировал большую часть солистов из-за пределов своего театра, то в этот раз старается справиться собственными силами.

Большинство арий, с учетом публики и солистов, были укорочены, но в то же время не перегружены постановочными приемами (как это случилось с двумя последними барочными операми в театре «Ванемуйне» — «Ацис и Галатея» и «Королева фей»).

Солисты театра «Эстония» в речитативах были более убедительны, чем в ариях, а в лирических номерах — лучше, чем в бравурных. Поскольку кастратов больше «не делают», а контртеноров Мустонен, как говорят, не хочет использовать в своих постановках, то партии главных героев на премьерах исполнили женщины — солистки Моника-Эвелин Лийв и Теэле Йыкс.

Вокальная техника последней произвела на меня более сильное впечатление, однако ее тихий голос и незначительное присутствие на сцене все-таки не позволяют говорить о полной удаче.

Запомнилась Клеопатра

Моника-Эвелин Лийв полностью раскрыла свои физические и артистические способности — в первый вечер она прекрасно сыграла Юлия Цезаря, а во второй — не менее впечатляюще исполнила  роль Корнелии, которую днем раньше сыграла Юули Лилль.

Однако самую запоминающуюся сценическую фигуру создала Хелен Локута в роли Клеопатры: к прекрасному владению барочным вокалом добавилось ролевое решение, над которым постановщик и хореограф посчитали необходимым и возможным заранее потрудиться. Во второй вечер эту партию многообещающе исполнила Катрин Тарго.

Теноры и баритоны театра  «Эстония» несколько недотягивают до партитуры Генделя, из солистов-мужчин свою партию идеально исполнил только бас Март Лаур. Но, несмотря на то, что для оценки постановки барочной оперы и музыкального уровня у нас еще нет четких критериев, принимая во внимание эстонскую национальную оперу (все-таки первый блин в кои-то веки), эксперимент все-таки можно считать успешным.

Очень хочется надеяться, что сотрудничество театра «Эстония» с барочным фестивалем продолжится, и постановка барочной оперы на сцене Национальной оперы станет ежегодной зимней традицией.

Опера

Георг Фридрих Гендель
Опера «Юлий Цезарь»
в 3-х действиях
Либретто: Никола Франческо Хэйма по мотивам либретто Джакомо Франческо Буссани «Юлий Цезарь в Египте»
Музыкальный руководитель
и дирижер: Андрес Мустонен
Постановщик: Георг Роотеринг
Хореограф: Кати Кивитар
Художник: Лукас Нолл
Художник по свету: Антон Кулагин
В ролях: Катрин Тарго, Оливер Куузик, Моника-Эвелин Лийв, Март Лаур, Трийн Элла, Юули Лилль и другие.
Премьера прошла в театре «Эстония» 27 января

Алвар Лоог
www.rus.postimees.ee

Категория: Театр | Добавил: shepot (21.02.2012)
Просмотров: 1364 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:барочная опера, Роотеринг, Гендель, Лаур, Мустонен, Опера, Лийв, театр Эстония, Юлий Цезарь
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 22.11.2024, 19:49
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100