Поскольку современная опера, судя по всему, по-прежнему не по силам
нашей Национальной опере и ее публике, но что-то новое, состоящее из
творчества романтиков XIX века, просто необходимо для репертуара, то в
этом качестве как нельзя лучше подойдет хорошо забытое старое. Так, в
сотрудничестве с XXIII фестивалем барочной музыки на сцене и появилась
опера Георга Фридриха Генделя «Юлий Цезарь».
Оперное творчество Генделя для нашего культурного пространства, которое до сих пор берет уроки у Европы, настолько старо, что забыть его не
было ни возможности, ни необходимости. Тем не менее, профессиональный
театр «Эстония» за свои 106 сезонов представил здешней публике только
одну музыкальную драму — оперу «Альцина», в 1985 году.
Таким образом, теперь, по сути, пришлось начинать с нуля и солистам, и оркестру.
Без эмпатий
Предприятие усложняет еще и то обстоятельство, что барочная опера не то
чтобы позволяет, она требует совершенно иного постановочного подхода,
по сравнению с музыкальными драмами, застрявшими в центре оперных
канонов XIX века. С традиционным реализмом тут делать нечего.
Барочная опера — если, конечно, нет желания показать ее в виде
костюмированного концерта — требует большей театральности, более крепких
нервов и более размашистой фантазии, которая компенсирует публике
медлительную форму произведения и психологическое содержание, по большей
части отсутствующее в музыке.
Змея, которая в версии театра «Эстония» появилась на сцене в первой же
сцене и которая была подчеркнуто ненастоящей, могла бы, но не стала
ключом и семиотическим лейтмотивом постановки Георга Роотеринга
(Германия). Потому что и герои оперы Генделя в своих музыкальных партиях
на самом деле недотягивают до человеческих размеров.
Они не вызывают у публики особой эмпатии. В последнем действии
Роотеринг ввел в игру куклы, однако в общем пространстве значимости этот
ход не соотнесся ни с одним из сделанных или не сделанных прежде
выборов.
Работу Роотеринга можно упрекнуть, в первую очередь, именно в
отсутствии семиотической связанности: в постановке было несколько
удачных находок (например, бюсты в виде боксерской груши и бомбы на
цепочке, глобус-мяч) вперемешку со сценическим шумом (например,
фотограф, машинистка, рыбий хвост).
Таллиннская крепостная стена Старого города, введенная в последнюю
сцену вместе с пляшущей «Тульяк» продавщицей рукоделия, тоже выглядела
как попытка искусственно, электрошоком, вдохнуть жизнь в постановку,
которая потеряла верный пульс в первом же действии.
Мало идей и фантазии
На самом деле, над эффектными костюмами (художник Лукас Нолл из
Германии) царила бесцельная эклектика. Привычно для театра «Эстония», но
в то же время очень удачно, была использована глубина сцены. Успешной
можно считать и попытку хореографа Кати Кивитар увеличить сценическую
динамику через движение.
Танец Цезаря и Птолемея в конце первого действия, который своим
умеренным гротеском и эстетикой повторений на миг соскользнул с
установленной дистанции в творческий диалог с драматургическим
содержанием оперы и с музыкальной формой, стал пиковым моментом всего
представления.
В то же время хореография и техническое исполнение монашек-Барбарелл,
несколько раз появляющихся на сцене, явно недотягивают до планки
качества, мысленно установленной для национальной оперы.
Роотеринг использовал в постановке постмодернистские позиции и
режиссерские приемы, которые за последние двадцать лет стали канонами
барочной оперы. Но тут они, с немногими исключениями, остались лишь
надежными и надоедливыми клише, поскольку создателям не хватило ни идей,
ни фантазии.
В «Юлии Цезаре», поставленном в театре «Эстония», нет главной несущей
концепции и, несмотря на свой внешний модернизм, постановка на самом
деле неоригинальна, предсказуема и невыразительна.
Андрес Мустонен дирижировал оркестром со своей общеизвестной
импульсивностью (чтобы не сказать с горячностью), как рок-группой, в
довершение всего добавляя от себя импровизации на скрипке. Несколько
более экзальтированное, чем обычно, звучание было достигнуто ценой
утраты некоторой субтильности и общей музыкальной целостности оперы.
Если для недавних двух опер Вагнера (традиций постановки и
представления которых у нас тоже нет) театр «Эстония» экспортировал
большую часть солистов из-за пределов своего театра, то в этот раз
старается справиться собственными силами.
Большинство арий, с учетом публики и солистов, были укорочены, но в то
же время не перегружены постановочными приемами (как это случилось с
двумя последними барочными операми в театре «Ванемуйне» — «Ацис и
Галатея» и «Королева фей»).
Солисты театра «Эстония» в речитативах были более убедительны, чем в
ариях, а в лирических номерах — лучше, чем в бравурных. Поскольку
кастратов больше «не делают», а контртеноров Мустонен, как говорят, не
хочет использовать в своих постановках, то партии главных героев на
премьерах исполнили женщины — солистки Моника-Эвелин Лийв и Теэле Йыкс.
Вокальная техника последней произвела на меня более сильное
впечатление, однако ее тихий голос и незначительное присутствие на сцене
все-таки не позволяют говорить о полной удаче.
Запомнилась Клеопатра
Моника-Эвелин Лийв полностью раскрыла свои физические и артистические
способности — в первый вечер она прекрасно сыграла Юлия Цезаря, а во
второй — не менее впечатляюще исполнила роль Корнелии, которую днем
раньше сыграла Юули Лилль.
Однако самую запоминающуюся сценическую фигуру создала Хелен Локута в
роли Клеопатры: к прекрасному владению барочным вокалом добавилось
ролевое решение, над которым постановщик и хореограф посчитали
необходимым и возможным заранее потрудиться. Во второй вечер эту партию
многообещающе исполнила Катрин Тарго.
Теноры и баритоны театра «Эстония» несколько недотягивают до партитуры
Генделя, из солистов-мужчин свою партию идеально исполнил только бас
Март Лаур. Но, несмотря на то, что для оценки постановки барочной оперы и
музыкального уровня у нас еще нет четких критериев, принимая во
внимание эстонскую национальную оперу (все-таки первый блин в кои-то
веки), эксперимент все-таки можно считать успешным.
Очень хочется надеяться, что сотрудничество театра «Эстония» с барочным
фестивалем продолжится, и постановка барочной оперы на сцене
Национальной оперы станет ежегодной зимней традицией.
Опера
Георг Фридрих Гендель Опера «Юлий Цезарь» в 3-х действиях Либретто: Никола Франческо Хэйма по мотивам либретто Джакомо Франческо Буссани «Юлий Цезарь в Египте» Музыкальный руководитель и дирижер: Андрес Мустонен Постановщик: Георг Роотеринг Хореограф: Кати Кивитар Художник: Лукас Нолл Художник по свету: Антон Кулагин В ролях: Катрин Тарго, Оливер Куузик, Моника-Эвелин Лийв, Март Лаур, Трийн Элла, Юули Лилль и другие. Премьера прошла в театре «Эстония» 27 января