Елена Скульская о фильме «Эстонка в Париже»: прелесть недосказанного
На экраны вышла эстонско-бельгийско-французская
мелодрама Ильмара Раага «Эстонка в Париже», созданная на той волне
европейских мелодрам, которые предлагают нам в мягком безвизовом режиме
искать свое счастье по всей территории Евросоюза. Он, Евросоюз, кстати,
только что получил Нобелевскую премию мира.
И вот эстонка из маленького деревянного городка, похоронив
выжившую из ума, бесконечно долго умиравшую мать, отправляется в Париж,
чтобы ухаживать за другой сумасшедшей старухой. Та, другая старуха,
эстонка по происхождению, отказавшаяся от своих корней и умирающая на
французский манер: ее слабеющие руки тянутся к любовнику; он на четверть
века моложе ее, они давно расстались, но любовь, в отличие от тела, не
хочет стареть.
Французскую старуху играет великая Жанна Моро, и
она еще способна поражать на девятом десятке: в ней столько страсти,
силы, беспомощной энергии, жадного интереса, что вялый и скучный Стефан,
да и сдержанная героиня Лайне Мяги проигрывают ей по всем статьям.
Лайне Мяги очень естественна, органична, ей, несомненно, веришь, но ею
не увлекаешься. Сравнить Жанну Моро можно в этом фильме только с Итой
Эвер, снявшейся в маленьком эпизоде – умирающей матери героини: и в ней
был огонь, сила, категоричность, властность, которым невозможно было
противостоять.
Но как бы там ни было, а на фоне неизбежной
Эйфелевой башни, под запах свежих круассанов, в старинном доме среди
фарфора, шелка и жемчуга, в полутьме заставленных мебелью комнат
медленно начинает складываться странная, нелепая, смешная семья;
образуется унылый треугольник: вожделеющая старуха, хозяин кафе, у
которого, по сути, никого, кроме этой старухи нет, и блёклая, покорная и
стойкая женщина средних лет, ничего не ждущая от жизни. Почему-то, на
это никто нам не даст ответа, они все трое нужны друг другу; героиня
Жанны Моро готова даже уступить своего любовника своей сиделке, лишь бы
она не уезжала; любовник готов утешаться с сиделкой, лишь бы не остаться
один на один с той, которую несет, как крест; да и в маленьком
деревянном эстонском городке никто не ждет поблекшую героиню Лайне Мяги,
выучившую когда-то французский язык.
В фильме есть длинноты,
нелепые натяжки, но есть и та правда недосказанности, которая всегда
пленяет в мелодрамах подобного рода. Герои словно живут в безлюдном
пространстве, на них никто не обращает внимания, они ни с кем не
сталкиваются, не попадают ни в какие истории, с ними ничего и никогда не
происходит; события словно сторонятся их, избегают с ними встречи,
можно подумать, что они невидимки в человеческом мире взаимной
заинтересованности.
Великолепно работают художник и оператор,
мельчайшими, но точными деталями подчеркивающие разницу между
провинциально-эстонским и столично-французским бытием. И чем точнее и
очевиднее показана эта разница, тем яснее зрителю, что ничего эта
разница не решает в человеческих отношениях, что одиночество и скука
сопутствуют человеку везде. Режиссером очень точно взята тональность: он
ведет нас к грусти, сочувствию, сладким слезам, не впадая в пошлость и
не настаивая на том, что нам, может быть, только показалось…