Многие жители хотят овладеть искусством судовождения
Уроженка острова Сааремаа акушерка Хяли Вийлукас прошлой осенью сдала
экзамен на судоводителя маломерного судна и получила права на управление
любительского маломерного судна длиной до 24 метров в любом водоеме — и
на реке Эмайыги, и в океане. Она пошла на курсы, поскольку ее просто
тянет к воде.
«Особой необходимости не было — у меня у самой судна нет, но как-то
разговорились об этом со знакомыми и решили сдать экзамен, —
рассказывает Вийлукас. — Уже несколько раз удалось поуправлять, в
основном судном с мотором, ведь парусников мало, и погоду для выхода в
море сейчас выбирать не приходится».
Обязательные науки
Вийлукас прошла обучение в тартуском яхт-клубе Kalev, который проводит
курсы на побережье и на просторах озера Саадъярве. Она довольна, что
успешно прошла курс, хотя и была единственной женщиной в группе, и
работа с картой оказалась для нее сложной.
Каарел Тоотс, который занимается подготовкой судоводителей маломерных
судов в яхт-клубе Kalev, говорит, что, как и у других, курс в их клубе —
80 часов, преимущественно это теория. Помимо навигации курсанты
осваивают правила судовождения, основы метеорологии и многое другое, без
чего мог бы обойтись выходящий в прибрежные воды владелец обычной
лодки, однако настоящему судоводителю следует знать.
Тоотс уточняет, что для плавания с мотором мощностью менее 25 киловатт
или под парусом менее 25 квадратных метров в светлое время и при хорошей
видимости права не обязательны, если судно выходит в море на пять миль
от побережья, а на внутреннем водоеме — не более чем на девять
километров от берега. Однако знания никогда не бывают лишними, и на
курсах некоторые опытные лодочники узнавали много нового для себя.
Овладение искусством управления маломерным судном сейчас стало
достаточно популярным. Тоотс говорит, что одна группа у них уже
занимается, еще одна скоро приступит к занятиям.
Предпочтение парусникам
Большая часть курса имеет теоретический характер, но один день все-таки
отводится для практических занятий — можно попробовать выйти на воду
как под парусом, так и с мотором. Многие из тех, кто приходит на курсы, рыбаки.
Однако теперь все популярней становится приобретение на компанию
парусника, чтобы отправиться отдыхать на Чудское озеро или на Выртсъярв,
а то и на море, поближе к гаваням. В Финляндии можно приобрести
подержанную яхту за 3000-4000 евро.
Предпочтение парусникам многие отдают по чисто практическим
соображениям — горючее дорого, а ветер дует бесплатно. Для
маневрирования достаточно небольшого кормового мотора.
На яхтах для плавания по внутренним водоемам можно опускать мачту,
чтобы проходить и под мостами. Но определенную озабоченность вызывает
дефицит мест и швартовочных сооружений на причалах.