Вотум недоверия, выраженный частью артистов театра, провалился: Лапина,
обвиненная в попустительстве, приведшем к гибели актера Андрея Зубкова,
а по сути – в неприемлемых для коллектива методах работы, осталась на
своем посту. Каждому актеру назначено собеседование с худруком и
поддерживающей ее и.о. директора Светланой Янчек.
Вполне вероятно, что театр покинет ряд актеров. А Наталия Лапина после долгого молчания наконец согласилась дать интервью.
– С момента вынесения вотума недоверия прошел месяц. Чем он был для вас и чем были два года, которые вы проработали в Таллинне?
– Эти два года были хорошими, но сложными. А за последний месяц мне
пришлось переоценить очень многое. Состояние можно описать, как
пребывание души в Чистилище, когда еще неясно, попала она в рай или в
ад. Впрочем, это происходит не так быстро, и, думаю, этот период еще не
закончился. Просто сейчас что-то стало определеннее, хотя не все выводы
сделаны и не все решения приняты.
– Вы какой развязки хотели – покончить с этой историей и уехать домой или все-таки продолжить начатое?
– Лично для себя как для человека и свободной личности – уехать.
– Что же остановило?
– Сказать слово «контракт», наверное, будет недостаточно. У меня есть
еще какие-то определенные обязательства перед людьми, которых я уважаю и
люблю. И вторая причина – все-таки театр. Переговоры с министерством
были долгими. Для меня история началась 25 апреля (день гибели Андрея
Зубкова – прим. ред.), а для министерства – 6 мая (день вынесения вотума
недоверия – прим. ред.). В итоге Совет театра предложил мне остаться. Я
спросила, что произойдет, если я уеду, и, после рассмотрения возможных
вариантов развития событий, решила, что остаюсь. Думаю, при данном
раскладе не может быть стопроцентно правильного решения. Но может быть
решение логичное, то есть такое, в результате которого театр сможет
существовать дальше.
Уход актеров неизбежен
– Какие же варианты развития событий предложил вам Совет театра?
– Я думаю, об этом стоит спросить Совет. Но вариантов было много, и все
они были неприятными, вплоть до прекращения работы театра.
– Соглашаясь остаться в должности, вы поставили определенные условия. Какие?
– Я поняла, что моя позиция значительно расходится с позицией некоторых
моих коллег. Это не является основанием для прекращения трудовых
отношений, но если я остаюсь – значит, возможно, они не смогут работать
со мной.
– Вы со всеми уже успели поговорить?
– Нет, не со всеми. Кто-то в отъезде. На беседу приглашались все
желающие продолжать работать. И все, кто был в городе, пришли, хотя у
каждого была возможность отказаться.
– Со сколькими артистами не продлен трудовой договор?
– Пока еще рано об этом говорить, переговоры не завершены. Но мы с директором планируем сделать это к концу нынешней недели.
– В соответствии с законом, окончательное решение принимает директор?
– Совершенно верно. Он же имеет право на расторжение трудового договора.
– То есть на данный момент никто не уволен?
– В театре существуют разные типы договоров – ролевой, когда актер
играет какое-то определенное количество ролей; срочный, когда актер
играет все подряд и подчиняется внутреннему уставу театра, и т. д.
Сейчас театр не заканчивает трудовые отношения по принципу «закрыть
дверь» ни с кем.
– А в комментариях на порталах уже называют фамилии людей, с
которым договор не продлен. И их довольно много: речь идет о
четырех-шести актерах…
– Это много?
– Ну, в общем-то, это артисты, которые имеют своего зрителя и пользуются популярностью... Они сами пожелали уйти?
– Я не знаю, о ком вы говорите: я занималась делом и не успела прочесть комментарии.
– Я хочу понять, можно ли ожидать, что в новом сезоне мы не увидим на сцене каких-то любимых артистов?
– Да, можно ожидать.
– Так это их желание или ваше?
– Это может быть связано только с обоюдным согласием.
Жизнь в предлагаемых обстоятельствах
– Были ли такие люди, которые в мае выступали против вас, а сегодня изменили свою позицию?
– Да.
– Вы ожидали такого поворота?
– Да.
– Это такие вот личностные качества, попытка подлизаться или кто-то понял, что был неправ и на самом деле изменил свое мнение?
– В разных случаях по-разному. Актеры – очень эмоциональные люди,
возбудимые и ранимые. Им свойственно верить в предлагаемые
обстоятельства. Вот, например, кто-то скажет, что сегодня начнется
извержение вулкана. И все запаникуют, побегут покупать билеты на самолет
и паковать вещи... Потому что они верят в сказанное. А можно сказать,
что Лапина – плохая, и они точно так же будут собирать вещи,
волноваться, вспоминать, что же такого плохого было... Проходит время, и
говорят, что нужно спасти театр. И для артистов начинается новый
«спектакль»: мы это сделаем! К сожалению, актерами в некоторых ситуациях
легко манипулировать, и есть, наверное, какие-то манипуляторы. Очень
просто спровоцировать ситуацию, возбудить негативные эмоции. Поэтому
говорить в данном случае о людях, трезво принимающих решение, достаточно
сложно, особенно, когда это происходит на эмоциональном подъеме. И
майское собрание было эмоциональным, и, возможно, сегодняшние разговоры
были слишком эмоциональными. Это нормально.
– Ваше решение остаться тоже спровоцировано эмоциями? Ведь в
день вынесения вотума недоверия вы определенно заявили, что ни за что не
останетесь в театре. Теперь и для вас предлагаемые обстоятельства –
нужно спасти театр?
– Во-первых, я рационально взглянула на ситуацию. Во-вторых, мой уход
повлек бы за собой уход еще нескольких людей. А если смотреть на все
эгоистически, я бы, наверное, лучше уехала.
– Если бы вы уехали – ушли бы несколько человек, вы остаетесь – уйдут несколько человек?
– Думаю, что так.
– Вы уже решили, как будете действовать дальше? Справитесь?
– Справимся.
– То есть эти люди не настолько были важны для театра?
– Все актеры очень важны для театра. Но вы спрашиваете, справимся ли мы.
– Какие перемены ждут театр, зрителя?
– Кардинальных изменений не будет. Театр не реструктурирован, остался
стационарным, репертуарным. Труппа на месте. Со вторника по воскресенье
мы будем играть спектакли.
– Театр точно не превратится в проектный?
– Это было моим условием. Если бы я ушла, то, скорее всего, театр
перестал бы быть репертуарным. А мое решение стало гарантией отказа от
этой идеи, по крайней мере до окончания срока действия моего договора.
– А когда он заканчивается?
– Мы договорились с советом, что я такой информацией с прессой не делюсь.
Трагедия как отправная точка
– Гибель Андрея Зубкова обросла слухами и домыслами. Но вы-то точно знаете, что тогда произошло.
– Да, я знаю. Именно поэтому и считаю себя вправе принимать решение о том, уходить мне или оставаться.
– Но поначалу вы отрицали факт своего присутствия на крыше.
– Нет, не отрицала. Я отрицала состояние алкогольного опьянения.
Содержание алкоголя в моей крови, установленное на месте происшествия,
не квалифицируется даже как легкое опьянение. Скрыть, что я была на
крыше – как? зачем? Я же сама вызывала скорую. Просто сразу после
произошедшего мы договорились с дирекцией, что не комментируем ситуацию.
Она настолько трагична, что находится за гранью комментирования. Более
того, у нас никто ни о чем и не спрашивал. Я была в глубоком шоке, и
единственное, что понимала, – надо сейчас везти на фестиваль спектакль, в
котором был занят погибший друг, что нужно срочно вводить кого-то на
его роль... Было нельзя сорвать фестивальный показ. А говорить о чем-то с
кем-то? Мы – те, кто находился на крыше, – в первый раз заговорили о
том, что произошло, через девять дней.
– А зачем вы вообще полезли на крышу?
– В этот день мы получили премию посольства России. Под крышей театра
находится комната отдыха, баня и терраса. И в принципе крыша – это
достаточно популярное место в театре. Это мы не одни такие уникальные
туда полезли, туда лазают часто. Более того, иногда там проходят
репетиции, потому что у нас низкие потолки в репетиционных помещениях.
Крыша хорошо огорожена. На ней мы любовались закатом.
– Как же получилось, что Зубков сорвался?
– Это касается только нас, свидетелей его гибели, и семьи покойного. Мы
дали показания в полиции, ничего не скрывая. И так же говорили и с его
семьей. Я не считаю себя вправе говорить об этом кому-то другому.
– Откуда возникла версия о самоубийстве, из-за которой церковь не хотела отпевать Андрея?
– Откуда у вас эта информация?
– Так было такое?
– Без комментариев.
– Как вы сами пережили все это?
– Сказать, что я пережила? Нет, я не пережила. Пережила – это значит
прошло, я примирилась, забыла... Именно случившееся, а не собрание и
проблемы в театре, являются отправной точкой всех моих решений.
Не снимая с себя ответственности
– Прозвучали и обвинения в том, что вы причастны к гибели Андрея.
– Какие-то это очень жуткие обвинения. Не знаю, как я могу в принципе быть в этом виновата.
– Как вы думаете, откуда это взялось и для чего?
– Возможно, кому-то было выгодно использовать это в борьбе против меня.
Может быть, кому-то не нравилась моя политика в театре. Но это
кощунственно. И именно поэтому в тот момент, когда в мой адрес
прозвучали такие обвинения, я подумала, что не могу оставаться здесь
художественным руководителем. Театр – сложный организм, в нем всегда
существует конфликт. В принципе я была готова к тому, что рано или
поздно возникнет нечто подобное, но больно уж ситуация была
непростительная.
– А ответственность?
– Конечно. Ведь я находилась на той крыше. И неважно, кто я –
художественный руководитель, друг, коллега, чужая. Я – была там, поэтому
моя ответственность очевидна. Ну, и как первого лица, которым я на тот
момент являлась.