Спектакль Натальи Лапиной «Собачье сердце», премьера которого
состоялась в Русском театре 31 марта, обречен на сравнения с фильмом
Владимира Бортко.
Что и понятно: картина Бортко за четверть века превратилась в эталон,
по которому почти все мы меряем постановки по Булгакову. Тем сложнее
пойти своим путем. Наталье Лапиной это удалось вполне.
Не исключено, что ключом к спектаклю служит в первую очередь декорация:
профессор Преображенский с коллегой и прислугой живет в доме, очень
похожем по конструкции на Башню Татлина, она же – проект
авангардистского памятника III Интернационалу, вращающегося дома о семи
этажах, в котором, по мысли архитектора Владимира Татлина, должны были
разместиться высшие органы всемирной рабоче-крестьянской власти.
Вавилонский ковчег
С одной стороны, Башня может намекать на близость профессора к этой
самой власти, с которой он, если разобраться, находится в очень странных
отношениях: не любя пролетариат и где-то кичась этой нелюбовью,
Преображенский в конечном итоге обслуживает владык пролетариата,
всемогущих виталиев александровичей и прочих «толстых и рослых людей в
военной форме», и более того, с их ведома и под их защитой проводит
евгенические эксперименты, которые опять же должны пойти на пользу
революции, желающей сделать из старого человека какого-то нового. В
трактовке Лапиной профессор (Дмитрий Косяков) – не столько осколок
прежней эпохи, как в фильме Бортко, сколько зарвавшийся ученый, из
гордыни возжелавший повторить акт Творения. Не зря в сцене операции он,
помолясь, превращается почти в Бога-Отца, которому ассистируют Бог-Сын
Борменталь (его играют попеременно Даниил Зандберг и Дмитрий Кордас) и
Святой Дух Зина (Анастасия Цубина).
С другой стороны, Башня Татлина решает по меньшей мере одну важную
задачу: она, как закрученная спиралью пружина, позволяет сворачивать и
разворачивать внутреннее пространство спектакля так же, как
сворачивается и разворачивается по воле автора текст «Собачьего сердца» с
его то и дело меняющейся перспективой. В Башне Татлина, как в Ноевом
ковчеге, должно было найтись место всем образцовым представителям
Интернационала, общества будущего; декорация спектакля столь же
многослойна – на нижнем ярусе обитает профессор, этажом выше комфортно
расположились «люди в черном» из вездесущего и всезнающего ЧК, где-то в
недрах дома живут швейцар Федор и председатель домкома Швондер...
Временами действие на сцене происходит не на одном, а на двух, а то и
на трех планах. Возникает чудесное, но и жуткое 3D-ощущение. Жуткое,
потому что квартира Преображенского – никакая не башня из слоновой
кости, где можно, отгородившись от мира, спокойно работать и напевать
под нос «От Севильи до Гренады». Всякое ощущение безопасности ложно. В
любой момент к профессору может вторгнуться кто угодно – тот же Швондер
(в исполнении Александра Синяковича напоминающий юных пламенных
революционеров), журналист из «Красного Прожектора» (Артем Гареев играет
бесцеремонного идиота, местами похожего на Владимира Ильича), те самые
люди в черном...
Боги собачьего мира
Последние – находка режиссера; у Булгакова их в столь явном виде не
было. Истинные боги этого дивного нового мира, обозначенные как Первый,
Второй и Третий, появляются по вызову профессора, которого невнятно
пытаются подкупить какие-то иностранные державы, и остаются в квартире
до самого конца постановки. Это улыбчивые ребята в черной коже, и от
улыбок их веет потусторонним холодом (особенно прекрасно изображает
Первого Михаил Крячок). Сразу ясно, что они могут все – и им, главное,
можно все. В присутствии кожаных соглядатаев реплики Преображенского и
прочих звучат по-новому – страшно, тревожно, болезненно. Хотя ничего
такого чекисты вроде и не делают: играют на своей верхотуре в бадминтон,
умываются, завтракают, читают газеты. И следят. За профессором, за
залом, за пространством и временем.
На этом фоне и разворачивается история собаки Шарика, он же Полиграф
Полиграфович Шариков, которого молодой актер Александр Жиленко играет
блестяще, в диапазоне от воистину милого пса до развязной трактирной
швали, от воспитуемого жилтоварищами юного хама-стиляги (тут как нельзя
кстати – подаренный Швондером «галстух») до бандита и насильника из
подотдела очистки. Это чуть другая история, чем в «Собачьем сердце»
Бортко, с другими интонациями, ритмами, репликами. История о людях,
возомнивших себя богами, и о том, как они не смогли ничего сделать с
«человеческим сердцем, самым паршивым из всех, что существуют в
природе».
Спектакль начинается с метели, которая, кажется, будет вечной, и
заканчивается ею. Но если в начале профессор Преображенский, найдя
Шарика, стремится запереться в своем доме, в финале он с собакой,
наоборот, отправляется гулять – прочь из вавилонской Башни Татлина,
подальше от соглядатаев в черном, вон из мира холодных, бездушных
экспериментов над мозгами и душами. Возможно, к покою. Или к свету. Или
просто к свободе.