Русский театр вновь остается без художественного руководителя: Наталия
Лапина решила не продлевать договор и покинет свой пост этим летом.
Лапина пробыла худруком дольше, чем ее предшественник Михаил Чумаченко,
но существенно меньше времени, чем актер и режиссер Эдуард Томан,
ушедший из театра в прошлом году после масштабного конфликта в
коллективе, возникшего вследствие трагической гибели одного из актеров.
Тогда руководство театра предпочло встать на сторону худрука Лапиной.
Теперь, год спустя, Лапина уходит из театра сама.
«Ничего из ряда вон не происходит, – говорит она. – Я подготовила
следующий сезон. Его афиша уже всем известна. Причин, почему я не хочу
продлевать контракт, несколько. Во-первых, за три года неизбежно
устаешь, так что самое время нам с театром друг от друга отдохнуть.
Во-вторых, театр должен выходить на новый виток, для чего нужны некие
условия. Нам нужны новые работники – штатный режиссер, заведующий
литературной частью, который будет следить за тем, что происходит в
литературе, и фестивально-проектный менеджер. Но позволить себе таких
специалистов театр не может. В-третьих, сейчас театр должен выпускать
столько спектаклей, что я одна не могу гарантировать их качество.
Наконец, есть еще моя личная свобода. По договору мое место работы –
Таллинн, между тем я не знаю ни одного худрука, который не мог бы уехать
на месяц, если его приглашают в другие театры или проекты. Худрук
должен профессионально расти, иначе какой же он худрук?»
По словам Лапиной, руководство театра не сочло возможным принять эти
условия, в том числе по финансовым причинам. «В течение сезона у Лапиной
намечаются два проекта в Америке, какое-то время она будет
отсутствовать, – подтверждает и. о. директора Русского театра Светлана
Янчек. – В нашем случае, когда в штате нет ни одного режиссера, это
невозможно». – «Решение принято не вдруг, – добавляет Лапина. – Мы долго
вели переговоры. искали компромисс – пожалуй, еще с января».
Задача смены поколений
Мнения о том, насколько успешно действовала Лапина на посту худрука,
расходятся. Член Совета театра Евгений Голиков говорил в интервью ERR:
«У Наталии Лапиной очень неплохой творческий потенциал, она может
вырасти в очень интересного и самобытного художника». Совершенно другого
мнения актер Илья Нартов: «Мне кажется, что она – очень плохой
руководитель, крайне неопытный. Любой новый худрук пойдет Русскому
театру на пользу, потому что хуже быть не может. По крайней мере на моей
памяти хуже худруков в театре не было».
«Я могу сказать ей спасибо за то, что она уходит, – комментирует Сергей
Фурманюк, один из актеров, покинувших театр в 2011 году. – Не за ее
работу, которой не было, а за то, что человек наконец-то понял: нужно
заниматься своим делом». Фурманюк не исключает, что может вернуться в
театр, но таких планов у него нет: «В нынешней ситуации мне в театре, к
сожалению, неинтересно. Если даже я и вернусь, то на каких-то своих
условиях и не за ту смешную зарплату, которую мне там платили... По
неведомым мне причинам всякому, кто попадает в театр, сразу перекрывают
кислород. Это странный феномен. Мне кажется, руководство должно поощрять
творческие инициативы актеров, те же самые поездки на фестивали. Варка в
собственном соку ведет к деградации театрального организма. Театр –
живая структура, ей нужно насыщаться кислородом, впитывать в себя все
то, что происходит в театральном мире. Уход Лапиной даст театру
возможность реализоваться не только в Эстонии, но и в ближнем зарубжье.
Дай бог, чтобы театр жил и был востребован».
«Не могу сказать, что я реализовала все планы трехлетней давности, –
говорит Лапина. – Одно дело – задача, другое – возможности. Когда я
пришла в театр, от меня скрыли его финансовое положение. Вдобавок
разразился кризис, зарплаты снизили на 40 процентов, потом на год еще на
15 процентов. Все это не способствует ни развитию театра, ни здоровой
атмосфере в коллективе. Оказалось, что нельзя взять новых артистов, не
уволив старых, то есть, обновляя труппу, я сразу становилась ее врагом.
После прошлогоднего скандала кто-то должен был уйти сам, и впервые у
меня появилась возможность позвать сюда молодых актеров... Я совсем не
считаю, что три года потрачены зря. Творческое состояние театра сейчас
стабилизировалось. За три с половиной "моих” сезона мы выпустили немало
хороших спектаклей! Мы не стали звездами только потому, что не хватило
времени. Да, я бы хотела, чтобы о нас писала европейская пресса. Но, как
выяснилось, это задача не на год и не на три – это задача смены
поколений и мировоззрения».
Возможны варианты
Наталия Лапина считает, что сейчас атмосфера в театре нормализовалась.
«Год был очень сложный – мы много работали, выпустили десять спектаклей,
в то время как оптимальное число – семь. Нам нужно было восполнить
пробелы в репертуаре – из-за того, что ушел ряд актеров, мы сняли
несколько постановок». Когда в прошлом году вставал вопрос об уходе
Лапиной, говорили, что вместе с ней могут уйти и некоторые актеры, в том
числе Александр Синякович (Джек в «Примадоннах», Треплев в «Чайке»,
Буланов в «Лесе», д'Артаньян в «Трех мушкетерах»). «Сейчас никто со мной
не уйдет, в театре все в порядке, – заверяет худрук. – Остаются и
Синякович, и Косяков, и молодые ребята, которых я привела в труппу».
Кто придет на место Лапиной? «Мы рассматриваем кандидатуры и из
Эстонии, и из-за рубежа», – отвечает Светлана Янчек. По словам Лапиной,
тут возможны варианты: «Кто-то сразу придет на мое место, или же будет
объявлен конкурс, или театр будет работать без худрука. Я думаю,
оставлять театр без руководителя опасно. Но еще хуже будет, если сюда
придет человек, который не совпадает с Русским театром по группе
крови... Не исключаю, что мы с театром будем сотрудничать в той или иной
форме. Для меня эти три года – огромный опыт. Плохого и хорошего было
поровну. Спасибо всем, кто меня поддерживал». Как стало известно «ДД», в
числе прочего Наталии Лапиной царапали машину и писали на двери
кабинета неприличные слова.
К новому сезону Русский театр готовит несколько постановок: «Волки и
овцы» по пьесе Островского, танцевальный проект «Можно, я буду
Моцартом?» по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и повести
Чехова «Палата № 6», сказка «Серебряное копытце», а также два спектакля
на малой сцене – «Обрезание» по Бернхарду Шлинку и «День космонавтики»
по Евгению Унгарту. Ставить их будут приглашенные режиссеры. Между тем
труппа вновь сократится: театр покидают актеры Наталья Дымченко (с ней
не продлен договор) и Артем Гареев (уходит по собственному желанию). С
Ильей Нартовым условия его сотрудничества с театром будут обсуждаться в
августе.