Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Кино

Олег Асадулин: «Свободу творчества нужно заслужить»
25 марта 2010 года свое шествие по российским кинотеатрам начал мистический триллер «Фобос. Клуб страха» - рассказ о нескольких отчаянных часах из жизни семи молодых людей, запертых в стенах бывшего бункера. Накануне премьеры фильма корреспондент Proficinema встретилась с его постановщиком – дебютантом большого экрана Олегом Асадулиным, чтобы поговорить о жанровом кино, сложностях работы над первым фильмом и свободе творчества.

Олег Асадулин, режиссер фильма "Фобос. Клуб страха"- На фильме Вы работали под руководством двух сильных продюсеров – Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского. Насколько слаженным было ваше сотрудничество? В какой степени продюсеры влияли на результат?

- Я доволен работой в этой команде. Продюсеры относились ко мне с доверием. Они большие профессионалы. А то, что какие-то моменты в фильме получились не такими, как мне хотелось, - это результат нормального рабочего процесса.

- На данном периоде Вашего творческого становления Вы допускаете для себя определенные компромиссы?

- Я надеюсь, что их будет все меньше и меньше. Это закономерная эволюция каждого нормального режиссера. За свою свободу ты должен биться. Должен заслужить ее. С каждым новым фильмом зарабатываешь себе этот кредит доверия. «Фобос» - это дебют, и мне приходилось идти на компромиссы. Стоили они этого или нет, решать зрителям.

- В финале фильма используется традиционный сценарный ход, когда все происходившее превращается в сон или фантазию одной из героинь. Такой поворот, конечно, успокаивает зрителя, но и несколько разочаровывает. Вы согласны со мной?

- Да. Меня тоже смутил такой финал. У меня было опасение, что зритель будет разочарован. Но дело в том, что это предложение поступило от продюсеров, и мне пришлось согласиться с ними. У подобного конца тоже есть свои плюсы. Это дело вкуса.

- Была ли задумана другая версия финала фильма?

- Изначально предполагалось, что все герои выживут. Но затем было принято решение, ужесточить историю, и поэтому возник тот финал, который вы видите в фильме. На съемки альтернативного финала, у нас, к сожалению, не было времени. Возможно, следовало бы всех героев убить, чтобы в живых осталась только одна героиня. И чтобы все это не было сном. Я бы сделал так.

- Расскажите о Вашем творческом и жизненном опыте до фильма «Фобос. Клуб страха».

- Я родился в суровом городе Челябинске. Там живет вся моя семья. В Челябинске я окончил художественное училище. В 19 лет уехал в Питер, так как очень любил этот город и хотел в нем жить. Окончил Мухинское училище. Работал художником в маленьких театрах, в том числе в театре «ДаНет» выдающегося режиссера Бориса Понизовского, которому я очень благодарен. А потом судьба занесла меня в Германию, где я по воле случая попал в кино. Но случаев, как известно, не бывает. Я всегда обожал кино. Недавно нашел свою детскую тетрадку, куда записывал все просмотренные фильмы и проставлял им оценки. И все мои друзья удивлялись, как мог 10-летний ребенок идти на два сеанса сразу – детский и взрослый. Это были конец 70-х - начало 80-х годов. Как сейчас помню – 10 копеек за детский сеанс и 25 за взрослый. Фильмы, которые меня трогали, я смотрел по нескольку раз.

- Но, тем не менее, после школы получать кинообразование не стали?

- Живя в провинции, очень трудно было на это рассчитывать. Я всегда представлял себе ВГИК как какое-то элитное заведение, где учатся только дети известных родителей. Поэтому у меня даже мысли не возникало ехать в Москву.

- А как Вы оказались в Германии?

- Это была середина 90-х годов. Шальное и смутное время для России. В один прекрасный день я просто понял, что надо двигаться вперед, посмотреть мир и себя показать. В Германию я попал проездом, но так получилось, что там влюбился в девушку – настоящую берлинку – и остался.

- Почему решили поступать в берлинскую киношколу?

- Приехав в Германию, я пошел работать художником на берлинскую студию Бабельсберг, строить декорации для фильмов и зарабатывать на хлеб, и там получил уникальный опыт. Строил декорации, например, для фильма «Обитель зла» с Милой Йовович. В начале фильма есть кадр, где Йовович лежит на кафельном полу. Так вот, этот пол рисовал я, это не настоящий кафель. Также я работал в съемочной группе фильма Романа Поланского «Пианист». Интересное было время. А потом увидел объявление канала «Discovery» о том, что они ищут молодых режиссеров со свежими идеями. Пришел домой, изложил на бумаге несколько идей документальных фильмов и выслал. «Discovery» понравилась одна из них, мне предоставили бюджет, и я снял фильм, который показали в 140-ка странах мира по телевидению, понятия не имея о том, как делается такого рода кино. Конечно, после этого решил продолжать. Вскоре снял еще один документальный фильм для канала «BBC». Но его смонтировали без моего участия, и я был очень разочарован тем, что увидел. Дал себе слово, больше никогда не снимать документальное кино. И тогда загорелся учебой. Очень хотел поступить в Немецкую академию кино и телевидения, и у меня это получилось.

- Сколько лет отучились в киношколе?

- Обучение длилось около пяти лет, но на четвертый год мне стало скучно. Созрело решение, что пора заняться делом. Начал работать, снимать клипы, а через год закончил свой дипломный фильм за 10 тысяч евро, которые получил от школы. Причем эта сумма состояла из трех бюджетов – моего, оператора и продюсера.

- Какого формата кино Вас учили снимать в Берлине: коммерческое или арт-хауз?

- Нечто среднее. Там есть и голливудская струя, и арт-хаузная. Это как раз отражает параноидальное состояние, в котором находится европейский кинематограф. Но в данной ситуации можно найти и свои плюсы. У тебя есть выбор, возможность научиться тому, что тебя интересует. Меня всегда привлекало коммерческое кино. К нам приезжали из Голливуда операторы, сценаристы и режиссеры. Я получал у них те знания, которые казались мне важными.

- Ваш дипломный фильм был по жанру близок «Фобосу»?

- Да. Я очень люблю жанр триллера, и мне было интересно себя в нем попробовать. К тому же за 10 тысяч евро мы не могли особенно развернуться. Решили снимать в одном помещении. Написали историю, которая могла произойти в замкнутом пространстве. Загадочный убийца, пропадающие молодые люди, поиски героини, запертой в старом бункере…

- И Ваш диплом настолько понравился продюсеру Дмитрию Рудовскому, что он решил доверить Вам постановку «Фобоса»?

- Совершенно верно.

- Судя по Вашему возрасту, Вы принадлежите к тому постсоветскому поколению, которое выросло на видеосалонах?

- Конечно, я посещал видеосалоны. После перестройки открылось множество салонов, в которых показывали абсолютно разное кино. В интеллектуальных салонах можно было за день увидеть всего Феллини. Я регулярно посещал маленький видеосалон на Литейном проспекте, где смотрел авторское кино. Были и другие места, где показывали коммерческие хиты. Там я увидел «Звездные войны» и «Челюсти», которые меня поразили, «Кошмар на улице Вязов», «Индиану Джонса» и так далее. Это была классика Голливуда, которую мы, изголодавшись, смотрели взахлеб. И все это сделало меня поклонником и даже фанатиком крепкого коммерческого кино.

- На какой из этих фильмов Вы оглядывались, работая над «Фобосом»?

На съемках фильма "Фобос. Клуб страха"- Мне хотелось снять фильм с элементами приключенческого кино, фильма  - «квэста», наподобие «Индианы Джонса», когда в поисках выхода из бомбоубежища ребята находят все новые и новые комнаты, тайны, преодолевают преграды… И одновременно открывают новые возможности в самих себе. В фильме есть и комедийное начало, и романтическая линия. Мы добивались смешения жанров.

- В России существует большое предубеждение в отношении жанрового зрительского кино. Не смущало ли Вас это, когда Вы взялись за «Фобос. Клуб страха»?

- В Европе к такому кино относятся с не меньшим предубеждением. Мне, наоборот, кажется, что в России жанровый кинематограф вызывает больше доверия, чем в Германии. Там смотрят жанровое кино только родом из Америки, а если кто-то из немцев посмеет нечто подобное снять, его просто заклюют. Я приехал в Россию с надеждой найти здесь желание создавать и смотреть зрительские фильмы. После выхода «Ночного дозора» и «Дневного дозора» у нас возникла эйфория, что мы тоже можем делать коммерческое кино. И я очень надеялся, что на этой волне появятся и другие фильмы. Сейчас, конечно, ощущаются плоды кризиса. Снимают по большей части только комедии. Но я с радостью наблюдаю, как оттачивается профессионализм в области комедии. И другие жанры у нас должны получаться. Глупо ожидать, что это произойдет мгновенно. Нужно сделать какое-то количество ошибок. Потенциал для жанрового кинематографа в России есть. И главное, что наша публика любит такие фильмы.

- К какой аудитории Вы обращаетесь вашей лентой?

- К молодежной, конечно. Мне хотелось сделать откровенно коммерческую картину для молодежи.   

- Молодежь сегодня избалована масштабным кино из Голливуда с традиционным сюжетом об избавлении мира от сил зла и сложными визуальными эффектами. Что заставит эту публику сделать выбор в пользу «Фобоса»?

- С самого начала было понятно, что нам не имеет смысла соревноваться с Голливудом. У нас было всего 1,5 миллиона долларов. На эти деньги до кризиса в России можно было снять неплохую романтическую комедию, но не фильм с построением огромной декорации, с затоплением помещения, со взрывами, огнем и так далее. Но, тем не менее, все эти эффекты нам удалось реализовать, дополнив фильм интересной интригой с поджидающими на каждом шагу ловушками. Думаю, что зритель оценит и талантливую игру молодых актеров, и историю, которая близка всем нам.

- Почему съемки фильма проходили в Эстонии?

- У нас был эстонский ко-продюсер. И было решено, что лучше и дешевле сделать съемочный период в Таллине.

- Хотела бы спросить Вас о героях. Стояла ли перед Вами задача, посредством этой семерки создать собирательный образ российской молодежи?

- Разумеется. Мы хотели изобразить определенный социальный срез нашего общества, воспользовавшись несколькими клише. Без особой социальной критики.

- Как Вам работалось с молодыми актерами? Почти весь фильм герои испытывают стресс. Сложно ли было добиться этого состояния от актеров?

- Я не сторонник жестких методов работы с актерами, когда в кого-нибудь нужно выстрелить холостым патроном, чтобы он достоверно сыграл. Предпочитаю просто объяснять роль, убеждать, разговаривать с актерами. Многое они предлагали сами. Мы все находились в одной лодке. Были и конфликты, и споры. Но это норма.

- Сколько у Вас было съемочных дней?

- Всего 30. Это очень мало. Мы были зажаты в строгие рамки. Но таковы были правила игры. И я счастлив, что сыграл в эту игру и очень благодарен за предоставленный мне шанс.

- Над чем работали после «Фобоса» и какие у Вас творческие планы?

- Мне предложили снять 8-ми серийный телесериал «Чудо» для российской и украинской аудитории с Аленой Яковлевой и Олесей Железняк в главных ролях. Это была замечательная работа. Отличный сценарий, написанный авторами студии «Квартал 95». Сериал вскоре должны показать по каналу Россия. А летом я сбираюсь снимать романтическую комедию, говорить о которой пока рано.

Ксения Сахарнова,

www.proficinema.ru
Категория: Кино | Добавил: Zelig (01.04.2010)
Просмотров: 1132 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:Таллин, триллер, кино, Пиотровски, Фобос. Клуб страха, Бондарчук, Рудовский
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 25.11.2024, 09:14
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100