В своей предвыборной внешнеполитической писанине Путин сообщал, что
станет решительно требовать защиты прав русского меньшинства в Эстонии. В
качестве основного упрека он привел большое число неграждан, с каковым
Россия никак не может смириться, поскольку у этих людей нет «основных
политических и социально-экономических прав, возможности свободно
пользоваться русским языком», – пишет в газете «Северное побережье» депутат Рийгикогу от Социал-демократической партии Евгений Осиновский.
В этом заявлении нет, конечно, ничего нового. Россия годами выступает с
подобными заявлениями и говорит о дискриминации нацменьшинств,
героизации фашизма и фальсификации истории. Люди Эстонии в общем умеют
адекватно оценивать достоверность таких заявлений, чего, однако, нельзя
сказать о жителях России.
Поэтому я и сказал, что Путин мог бы приехать в Эстонию и лично
ознакомиться с обстановкой. Хотя у нас, бесспорно, имеются серьезные
проблемы с интеграцией русскоязычного населения, но президент России
наверняка убедился бы в том, что положение далеко не столь ужасное, как
ему говорят советники.
Российская риторика за 12 лет пребывания Путина у власти, по сути, не
изменилась, однако за это время наше общество претерпело несколько
важных изменений. Во-первых, в 2000 году в Эстонии было 170 000 лиц без
гражданства, то есть 12,5% населения. К прошлому году эта цифра
снизилась до отметки в 100 000, что означает почти двукратное
уменьшение.
Политические возможности неграждан у нас действительно ограничены. Хотя
у них есть право участвовать в местных выборах и принимать решения о
политической власти в краю, где они проживают, – в Латвии такой
возможности нет! – они не могут участвовать в выборах Рийгикогу и влиять
на более широкое формирование политики.
Разговоры же о социально-экономической дискриминации совершенно
некомпетентны. Как известно, из статьи 9 Конституции следует, что при
оказании социальных услуг и решении экономических вопросов государство
не может делать различия между гражданами Эстонии и людьми, проживающими
тут в ином статусе. Поэтому негражданам доступны те же самые услуги в
области как образования и рынка труда, так и социальной сферы. У нас
имеется также действующая судебная система, исключающая системную
дискриминацию.
Остается непонятным, что подразумевал Путин, утверждая, будто у русских
отсутствует возможность свободно использовать в Эстонии русский язык. Я
просто хотел бы сказать ему, что ежедневно использую в своей
депутатской работе как эстонский, так и русский язык, и до сих пор ни от
кого не получал за это выговора.
Вышесказанное не означает, будто в Эстонии все хорошо с интеграцией
русскоязычного населения. 100 000 лиц без гражданства – это все же очень
большая проблема, затрудняющая выражение себя в политике и публичной
службе для большой части эстоноземельцев. Тревогу вызывает, конечно, и
постоянный рост числа граждан России. Наша политика в области
гражданства слишком жесткая, поэтому Эстония постоянно остается без
ценного людского ресурса, который можно было бы более эффективно
вкладывать в общество. Идеологически-догматический подход правящих
партий к Закону о гражданстве как к священной корове, которую нельзя
трогать, – неразумен и тормозит развитие Эстонии.
Молчаливой целью такой политики было то, что проблема отсутствия
гражданства решится за пару десятилетий таким путем, что старые
неграждане умрут, а все молодые получат гражданство Эстонии. Однако за
последние годы выяснилось, что действующий закон не содействует полному
достижению данной цели. Последний интеграционный мониторинг показал, что
около 20% русской молодежи в возрасте 15-19 лет не имеют эстонского
гражданства и 12% являются российскими гражданами. Это значит, что
проблема неграждан и российских граждан начала свое воспроизводство.
В то же время проблема эта гораздо шире, чем только правовой статус.
Как Путин, так и эстонское правительство придерживается примитивной
точки зрения, будто уже только наличие гражданства решает проблему
интеграции русских. Из исследования явствует, что у нас подросла большая
группа молодых граждан Эстонии, хорошо владеющих эстонским языком и
«потребляющих» эстонские СМИ, однако с крайним недоверием относящихся к
институтам государства. Причиной является чрезмерная концентрация на
гражданстве и языковом обучении, оставляющая, однако, на заднем плане
социально-экономическую и политическую интеграцию, которая является
единственной возможностью обеспечить русским действительное социальное
равенство с эстонцами и повысить их доверие к своему государству.
Право на бесплатное образование не поможет человеку, не понимающему
языка, на котором его учат. Вот и складывается ситуация, когда у жителей
с русским родным языком имеется, правда, независимо от гражданства
право на равноценную зарплату и образование, которые, однако, на деле
уступают средним у эстонцев.
Решение этих проблем требует более комплексного подхода и изменений в
области ведения министров как социальных дел, так и образования.
Политическая же воля напрямую зависит от того, в какой степени как
эстоноязычная, так и русскоязычная часть общества хочет в
действительности договариваться друг с другом о том, как мирно
сосуществовать. К счастью, последний интеграционный мониторинг
показывает, что эстонцы стали больше поддерживать вовлечение русских в
жизнь Эстонии. Это дает надежду, что в более далекой перспективе и
политика правящих партий в отношении русских станет более разумной.
Я никак не могу осуждать тревогу Путина о русских, однако советую ему
перед тем, как выступать с заявлениями, приехать в Эстонию и
ознакомиться с фактами. Времена меняются, и отношение общественности к
вопросам интеграции улучшилось. И еще я советую нашим русскоязычным
жителям вместо того, чтобы видеть в Путине спасителя, активнее
участвовать в эстонской политике и посредством этого сменить
правительство.