В конце минувшей недели в Таллинне открылись сразу три художественные
выставки, символическое значение которых в том, что они, при всем их
отличии, показывают богатство нашей истории и единство мира, в котором
мы живем.
Одна из них дает возможность увидеть портреты представителей российской
царской династии Романовых, написанные их современниками, другая
показывает пушкинский музей-заповедник «Михайловское» таким, каким его
увидели этой весной художники из Эстонии, третья знакомит с современным
искусством Грузии в лице молодой художницы из Тбилиси. Все три выставки
продлятся до 30 ноября.
Знаковые фигуры эпох
«Романовы — знаковые фигуры эпох» — так называется выставка, открытая в
галерее US Art в квартале Ротерманна. Она организована в сотрудничестве
с арт-галереей RIOS при поддержке посольства России.
Открывая выставку, посол России в Эстонии Юрий Мерзляков рассказал, что
сначала возникла идея организовать экспозицию, посвященную
Отечественной войне 1812 года, однако оказалось, что в музейных фондах
Эстонии нет ни одной батальной картины, связанной с войной 1812 года.
Зато нашлось сразу три портрета российского императора той поры
Александра I, в том числе единственный прижизненный высотой три метра.
(Правда, на выставке представлен другой портрет, поменьше, но тоже в
полный рост.)
Оказалось, что в художественных собраниях Эстонии хранится очень много
портретов российских царствующих особ, поэтому было решено организовать
выставку, знакомящую с царской династией. Тема уместна еще и потому,
заметил российский посол, что буквально через несколько месяцев
исполняется 400 лет Дому Романовых.
По словам посла, уже то, что столь представительная выставка,
посвященная российской царской династии, открывается за пределами России
и полностью составлена из экспонатов, находящихся в местных музейных
фондах, делает ее весомым событием культурной жизни.
Картины для выставки поступили из собраний таллиннских Исторического,
Художественного и Городского музеев, Нарвского музея, а также из частных
коллекций.
Жемчужиной выставки Мерзляков назвал большой, выполненный в полный
рост, портрет Михаила Федоровича — первого царя из династии Романовых.
Этот портрет, датированный 1636-1638 годами, хранится в Таллиннском
Городском музее.
На выставке представлены практически все русские цари и царицы,
правившие Россией с марта 1613 года до марта 1917-го, когда Николай II
отрекся от престола. «Потомки Михаила Федоровича, начиная с его внука
Петра Великого, любили Эстляндию и часто здесь бывали, чему есть немало
свидетельств на эстонской земле», — отметил Мерзляков.
Галерею царей дополняют члены их семей: супруги, великие князья,
цесаревичи. Иллюстрации из журнала «Русский художественный листок»,
издававшегося во второй половине XIX века, сообщают о некоторых эпизодах
из жизни царских семей.
Тот факт, что, несмотря на все исторические бури, в Эстонии сохранилось
так много картин, относящихся в династии Романовых, искусствовед музея
Kumu Май Левин объясняет тем, что местные самоуправления вели свою
деятельность честно и аккуратно, бережно хранили имущество, в том числе
портреты царствующих особ, не списывали их, а передавали в самые
надежные места хранения — музеи.
Поскольку в Эстонии нет Национальной портретной галереи, а в обычных
музеях немного исторических портретов экспонируется на постоянной
основе, Май Левин считает, что иногда следует устраивать такие выставки,
чтобы мы могли остановиться и всмотреться в лица героев ушедших эпох,
ощутить связь времен.
Пленэр в Михайловском
В Центре русской культуры открылась выставка «Пленэр на родине
А.С.Пушкина» — своеобразный творческий отчет о поездке членов
Объединения русских художников Эстонии в музей-заповедник
«Михайловское». Восемь художников находились в Пушкинском заповеднике с
18 по 24 апреля и все это время писали пейзажи тамошних мест. Рядом с
ними работали их коллеги из Финляндии.
«Благодаря тому, что нам были созданы все условия, мы прекрасно
поработали и отдохнули душой, напитавшись неповторимой атмосферой этих
мест», — сказал, открывая выставку, руководитель Объединения русских
художников Эстонии Айвар Рихкранд.
60 работ участников пленэра уже экспонировались в научно-культурном
отделе Пушкинского заповедника, некоторые там и остались. На выставке в
ЦРК представлено 40 картин.
Вообще-то, всяческих идей у всех нас рождается много, но зачастую они
растворяются в воздухе, в данном же случае идея была мгновенно
реализована. Потому что нашлись люди, которые были в этом
заинтересованы».
Рандъярв прежде всего имела в виду директора Пушкинского заповедника
Георгия Николаевича Василевича, который тоже присутствовал на открытии
выставки в ЦРК.
«Эта выставка является примером того, как искусство и творчество
становятся основой для взаимопонимания людей, еще вчера друг друга не
знавших, — сказал Василевич. — Хотя мы с вашими художниками общались не
так много, я могу назвать их своими друзьями, потому что видел их
творения
А это — мир художника, в который я могу войти, жить в нем. Надеюсь, мы
еще не раз порадуем друг друга новыми красивыми проектами. Например, мы
были бы рады видеть у себя выставку эстонских пейзажей или портретов
замечательных жителей Эстонии».
Впервые в Таллинне
В галерее Vaal (Тартуское шоссе, 80d) при поддержке посольства Грузии в
Эстонии открылась выставка грузинской художницы Майи Джимшелеишвили, на
которой представлены 63 картины, живопись и графика последних десяти
лет.
Выпускница Грузинской академии искусств и Лондонской школы дизайна,
Майа Джимшелеишвили живет в Тбилиси, и все ее предыдущие четыре
персональные выставки и коллективные, в которых она участвовала,
состоялись в родном городе. Выставка в Таллинне — первая для нее за
пределами Грузии.
Автор назвала экспозицию «Beyond colour» («По ту сторону цвета»). «Цвет
— это то, что меня вдохновляет и интригует», — сказала Майа.
«Вдохновляют меня также и дети», — добавила художница, мать троих детей.
Старший сын Майи тоже приехал в Таллинн, а младшая дочь изображена на
одной из картин.
Майа рассказала, что очень любит путешествовать, и наблюдения в
поездках дарят ей темы для ее работ. «В Эстонии я впервые, — рассказала
Майа. — Пока успела только пройтись по Старому городу, поскольку много
времени ушло на развешивание картин, но у меня есть еще несколько дней,
надеюсь лучше узнать Таллинн и, возможно, что-то из увиденного найдет
отражение в моих будущих картинах».
Стиль живописи Майи Джимшелеишвили весьма своеобразен. Она сама не
берется дать ему определение. «Я просто выражаю на холсте то, что в
данный момент чувствую и переживаю, — сказала художница. — Иногда,
начиная работу, даже не знаю, что получится в итоге».
«Она молода, она талантлива», — так объяснила решение организовать в
Таллинне выставку Майи Джимшелеишвили старший консул посольства Грузии
Тамар Микаберидзе и добавила, что эта выставка — едва не впервые за
долгое время дает возможность эстонским любителям живописи познакомиться
с современным искусством Грузии.
«Хотя доставлять картины из Грузии в Эстонию — дело довольно хлопотное,
мы надеемся, что и другие наши художники смогут показать здесь свое
творчество», — сказала Тамар Микаберидзе.