Как-то так получается, что во второй половине ноября, когда в Эстонии
проходит кинофестиваль PÖFF, политики на время умолкают: видимо,
чувствуют, что рядом с музами они смотрятся невыгодно. В этом году
кинофестиваль не столь пышен, как в прошлом, что и понятно – год назад
Таллинн был культурной столицей Европы, а сам PÖFF справлял «полуюбилей»
– 15-й день рождения.
В этом году программа фестиваля не менее обширна, но в ней куда меньше
нашумевших фильмов, а среди гостей – громких имен. Организаторы были
явно готовы к такому повороту, недаром символом «Темных ночей» в этом
году стал не традиционный волк, а безобидный, смешной и очень домашний
мопс, который, если верить предварявшему фестивальные фильмы ролику,
скрывается в социальных сетях под маской сурового волчары.
Такая перемена понятна: бюджет «Темных ночей» ныне не столь велик, да и
вообще в Эстонии (в Европе, в мире) сейчас не до кино: быть бы живу.
Тем более удивительно, что отдельная программа фестиваля этого года была
посвящена Греции – стране, в которой, как все мы усвоили из выпусков
новостей, денег нет в принципе. Возможно, это остатки былого величия –
фильмы, в конце концов, снимаются иногда по году и долее.
С другой стороны, в тяжелые времена страдает как раз кино
крупнобюджетное, с каждым годом все больше зависящее от спецэффектов и
дорогостоящих декораций; такие фильмы производят, пожалуй, всего три
страны в мире – США, Россия, Китай. Киноленты стран поменьше и победнее,
как правило, не требуют фантастических капиталовложений. Типичный
пример тут – два эстонских фильма 2012 года, «По грибы» и «Демоны». Оба
остросоциальны, профессиональны и очень своевременны. Обоими Эстония
может по праву гордиться: если есть такое кино, значит, наш кинематограф
вполне себе жив и реагирует на безумие окружающего мира весьма
осмысленно.
Но главный сюрприз «Темных ночей» этого года – забитые до отказа
кинозалы, и не маленькие, а самые большие в стране. Сегодня цена
кинобилета как никогда заставляет выбирать между хлебом и зрелищами, и
все-таки очевидно, что многие люди устали от серых будней – серых во
всех смыслах, от климата до политики, – и рады новым впечатлениям, как
человек в душной комнате радуется глотку свежего воздуха. Ленин оказался
пророком по меньшей мере в одном: важнейшим из искусств для нас
по-прежнему является кино.