Вслед за депрессивными драмами и триллером эстонский кинематограф
выпустил первую в этом году комедию – «Кормораны, или Кожаные штаны не
стирают». Русское название «Старые перцы», на мой взгляд, звучит
вульгарно и неточно передает смысл картины.
Расчет авторов сценария и режиссеров Андреса Маймика и Райна Толка
точен: как говорил Фридрих Дюрренматт, общество, дышащее на ладан,
способно воспринимать только комедию. «Кормораны» одновременно запущены в
четырех (!) таллиннских кинотеатрах, не говоря уже о Тарту. Кассовый
успех неизбежен. При этом, к чести создателей ленты, «Кормораны» – не
просто история о пяти рок-идолах 1970-х годов, которым вдруг втемяшилось
в голову вернуться на эстраду. Маймик и Толк сделали фильм, где
уморительно смешные сцены соседствуют со щемящей грустью.
Поколение состарилось, но не повзрослело
Те, что нас любят, смотрят нам вслед. Но рок-н-ролл мертв, а я – ещё нет.
Борис Гребенщиков
– Рок-н-ролл не мертв! – считает лидер группы «Кормораны», гремевшей
лет эдак 35 назад, небритый мужчина по прозвищу Кайзер, до сих пор
одевающийся так, как полагалось рок-звезде времен его славы, и гоняющий
по улицам на крутом мотоцикле. В своей рогатой каске он похож на
викинга, и моется, судя по всему, не чаще, чем мылись викинги.
Кайзер – одна из лучших (а может, и самая лучшая, считая вместе с
ролями в театре) актерская работа острохарактерного артиста Гуйдо
Кангура. Прозвище герою дано меткое: он импульсивен, непредсказуем и
капризен, как римские императоры времен упадка. Вот только материальные
возможности несколько иные...
Говорят: короля играют придворные. Здесь наоборот: Кайзер играет своих
«придворных», партнеров по рок-группе «Кормораны». То, что в каждом из
этих четверых (в ролях экс-рокеров: Роман Баскин, Юри Власов, Энн
Клоорен и Харри Кырвитс) присутствует в той или иной степени, в Кайзере
доведено до предела. Он – чистый, беспримесный портрет кумира 1970-х,
застрявшего в прошлом и не сумевшего найти себя в дне сегодняшнем.
Кангур создает гротескный, во многом гиперболизированный образ. Но при
этом абсолютно достоверный. Он катастрофически неустроен: в свои
пятьдесят с лишним лет живет с мамой (Эстер Паюсоо), бойкой старушкой,
которая видит в сыне маленького мальчика и трогательно его опекает. Одна
из самых комичных сцен в фильме – когда мать входит в комнату сына и
обнаруживает его в постели с длинноногой блондинкой Лийзи (Элина
Пяхклимяги). Кайзер, трогательно сохранивший привычки бурной молодости,
снял девушку (что для него, разумеется, доблестный поступок), словно
сбросив с плеч лет двадцать. Матушка, не зная, что он не один, приносит
завтрак в постель и напоминает сыну, чтобы он непременно принял
лекарство. На подносе, рядом с едой, нагло лежит упаковка «простамола».
Какой конфуз!
Кайзер время от времени попадает в ситуации, выглядящие цитатами из
«немой комической». И вместе с тем он драматичен. Принадлежит к тому
поколению, которое (ну, не всё – кое-кто сделал карьеру, из инструкторов
райкомов КПЭ превратившись в министров и бизнесменов) состарилось, не
успев повзрослеть. Судьбу этих людей с безжалостной точностью
предсказали еще в 1977 году Микк Микивер (режиссер) и Юхан Вийдинг
(исполнитель роли Гамлета). Произнося свои монологи, принц датский
костяшками пальцев массировал спину – словно его, как старика, мучили
боли в позвоночнике. Тогда это казалось всего лишь эффектной находкой.
Сегодня воспринимается как пророчество.
Кормораны – это такие птицы
Не стоит прогибаться под изменчивый мир...
Андрей Макаревич
Лидер собирает разбросанных по Эстонии друзей, чтобы вместе с ними
совершить нечто трудное. Это общее место кинематографа. Важно – как он
их собирает. И какими стали друзья. Сантана (Роман Баскин) превратился в
подкаблучника. Буревестник (Юри Власов) играет на фисгармонии в
молельном доме секты под названием «Море жизни». Пенн (Энн Клоорен)
снимает рекламные клипы. Они уже не те, какими были.
Смысл существования рок-музыканта заключался в протесте. Он пытался
прошибить кулаком или головой стену из железа, камня, в крайнем случае –
фанерную. Но изменчивый мир стал некой студнеобразной субстанцией, в
которой резкие жесты тонут, обволакиваются чем-то липким... И люди
прогибаются, сами того не замечая.
Попытки вторично войти в ту же реку трагикомичны. «Корморанам»
приходится выступать в оздоровительном лагере, где дамы избавляются от
стрессов и лишних килограммов. Да еще и вместе с фокусником, которому
точно так же не везет: чтобы показать номер, он должен взять у кого-то
из зрителей бумажник, а люди сегодня не доверят кошелек даже артисту!
Кое-какие штампы в картине присутствуют – как же без них? Последний
концерт, от которого зависит вся судьба группы, приходится начинать без
Кайзера: он в эти минуты пытается наладить личную жизнь. В конце концов
он появляется – и провал превращается в триумф. Как и положено. Но у
этого триумфа горькая изнанка: герой Клоорена, Пенн, умирает в миг
высшего торжества. Жизнь остальных продолжается. Вполне благополучно.
Только победа это или поражение?
Корморан – это водоплавающая птица, большой баклан. Существо довольно
противное. Но после фильма на память приходит другая водоплавающая
птица, дальняя родственница корморана, альбатрос. Вспомним стихи Шарля
Бодлера:
Временами хандра заедает матросов, И они ради праздной забавы тогда Ловят птиц Океана, больших альбатросов, Провожающих в бурной дороге суда.
Грубо кинут на палубу, жертва насилья, Опозоренный царь высоты голубой, Опустив исполинские белые крылья, Он, как весла, их тяжко влачит за собой.
Лишь недавно прекрасный, взвивавшийся к тучам, Стал таким он бессильным, нелепым, смешным! Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим, Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.
Так, Поэт, ты паришь под грозой, в урагане, Недоступный для стрел, непокорный судьбе, Но ходить по земле среди свиста и брани Исполинские крылья мешают тебе.
Кайзер освободился от «крыльев». В халате он блаженствует на веранде,
вместе с Лийзи и ее мужем, невыразительным, но успешным немцем
полуэстонского происхождения.