В Эстонии есть два абсолютно уникальных населенных пункта. Уникальность
их связана не с замками мелкопоместных баронов и не с
достопримечательностями, достойными канала Discovery, хотя, будь на то
желание читателей «ДД», найти их не составит проблемы.
Нет, уникальность эта градостроительного толка. Ибо, cкорее всего,
нигде в мире нет, с одной стороны, города, части которого удалены друг
от друга на несколько десятков километров, являя собою отдельные поселки
среди неосвоенных земель, лесов и промышленных объектов, а с другой
стороны, вряд ли мы найдем город, который находится практически внутри
другого... Сложно? Да нисколько, особенно для жителей Ида-Вирумаа.
Потому что они с первого слова поняли, что речь пойдет о соседстве
Кохтла-Ярве и Йыхви.
Еду я по городу...
Эта преамбула необходима для тех читателей, которые не ориентируются на
плане местности и, не приведи господь, запутаются в отношениях между
самоуправлениями. По крайней мере в той их части, которая связана с
транспортом.
«Это Кохтла-Ярве, а это уже Йыхви, а это опять Кохтла-Ярве», –
приговаривала приятельница, сидевшая за рулем. При этом из города мы не
выезжали вовсе. Да и дорожных знаков, говорящих о том, что совершен
переезд из одного населенного пункта в другой, на обочинах замечено не
было. Горожане чувствуют себя как дома в обоих городах, они
передвигаются на автобусах и маршрутках, не задумываясь о том, какой это
автобус: йыхвиский или кохтла-ярвеский.
Вот, например, построили в Йыхви двухзвездочную «Максиму», ставшую
популярной среди населения обоих городов. Но чтобы и кохтла-ярвеские
автобусы на новой остановке около магазина стали высаживать желающих
отовариться горожан, потребовалось время – одна управа ждала
торжественного приглашения от другой. Но раз остановку назвали Rahu, к
согласию стороны все-таки пришли.
Вообще система взаимодействия горуправы Кохтла-Ярве с волостной управой
Йыхви и уездным начальством, которое расположено в том же Йыхви, для
жителя другого региона поистине головоломна. Неужели это все оттого, что
некогда город Йыхви был-таки частью Кохтла-Ярве? По крайней мере для
горожан, которые пользуются общей инфраструктурой, похоже, не имеет
значения, какому городу что принадлежит.
Последние транспортные новости
Газета «Северное побережье» в конце прошлого года опубликовала
информацию о том, что город Кохтла-Ярве, до сих пор организовывавший
конкурсы на обслуживание автобусных линий, проходящих через разные
городские части и другие самоуправления, а также выплачивавший
перевозчикам дотации из своего бюджета, намерен прекратить это с 2013
года. «Кохтла-ярвеские городские власти опираются на Закон об
общественном транспорте и судебный прецедент десятилетней давности,
говорящие о том, что городской линией может являться только проходящая
по территории одного самоуправления автобусная линия, а те, что проходят
по нескольким, являются уездными линиями, и заниматься ими – задача
уездного управления», – пишет газета.
Там же приводятся слова мэра Кохтла-Ярве Евгения Соловьева о том, что
город приплачивает из своего бюджета местному автобусному движению около
полумиллиона евро в год, в то время как некоторые соседние
самоуправления, жители которых тоже постоянно пользуются этими
автобусными линиями, вкладывают лишь несколько тысяч евро, а некоторые –
вообще ничего.
В телефонном интервью «ДД» Евгений Соловьев подчеркнул уникальность
расположения и планировки города Кохтла-Ярве, жители которого, чтобы
добраться из одного района в другой, пересекают несколько других
самоуправлений. Исходя из этих реалий, горуправа неоднократно пыталась
найти общий язык с коллегами из Йыхви. Но поскольку попытки успехом не
увенчались, было решено передать общественный транспорт в ведение
уездного управления, так сказать, в одностороннем порядке.
«Предварительное предложение было сделано нами еще полтора года назад.
Письменного ответа мы не получили до сих пор, так что в декабре были
вынуждены пойти на то, чтобы обнародовать свое решение», – сообщил
еженедельнику мэр.
Куплю в Тарту, сяду в Пярну и поеду в Таллинн
Это, конечно, абсурд: мало кому, наверное, пришло бы в голову покупать
билет на автобус в одном городе, а садиться на него в другом. Но
некоторые жители Кохтла-Ярве, судя по местным форумам, проделывают
подобные кульбиты с завидной регулярностью. Видимо, подобной логикой
руководствовалась и жительница Таллинна Екатерина Т., которая прислала в
еженедельник письмо о своей неудачной поездке на автобусе. «23 декабря я
с мужем и двухлетним ребенком отправилась из Таллинна к родственникам в
Кохтла-Ярве. А уже утром 24-го в Йыхви мы купили билеты на обратный
путь», – начинает свой обстоятельный рассказ Екатерина.
Вот с этого момента будьте внимательными: молодые люди купили билеты на
Йыхвиском автовокзале, а садиться в автобус собирались в Кохтла-Ярве. И
поступили они так потому, что, по словам Екатерины, касса автовокзала в
Кохтла-Ярве была закрыта. А садиться на автобус решили поближе к дому
родственников, потому что с ребенком, коляской и тремя тяжелыми сумками
до Йыхви было попросту не добраться.
«26.12.11 автобус № 8 (Нарва – Таллинн) 272 BDN прибыл в Кохтла-Ярве в
16:25 по расписанию. Автобус был переполнен, хотя у меня на руках были
купленные заранее два полных билета и один детский. Водитель по-хамски
заявил, что мест нет, а в ответ на просьбу открыть багажник для наших
вещей поспешил закрыть дверь», – продолжает Екатерина. После
непродолжительной дискуссии в автобус «лишних» пассажиров все-таки
пустили, но родители с двухлетним ребенком были вынуждены ехать стоя в
течение двух часов.
По мнению Екатерины, раз в ведомости Йыхвиской автостанции их билеты
числились, то водитель должен был знать, что в Кохтла-Ярве садятся люди.
Женщина написала жалобу в транспортную кохтла-ярвескую фирму Ekspress
Auto L OÜ, в автобусе которой ей и ее семье пришлось добираться до
Таллинна стоя, нарушая правила дорожного движения. Она рассчитывала
получить назад полную стоимость билетов, компенсацию за моральный ущерб,
а также требовала вынести строгий выговор водителю автобуса.
Получив письмо, продолжает пассажирка, диспетчер Ekspress Auto L OÜ в
телефонном разговоре с Екатериной взяла на себя ответственность за
руководство фирмы, признала вину и обещала выплатить полную стоимость
билетов и компенсацию за моральный ущерб в размере 50 евро, а также
наказать водителя строгим выговором. Деньги пообещали перевести 28
декабря. Однако 29-го, когда денег на своем счете Екатерина так и не
увидела, она стала вновь звонить в Ekspress Auto L OÜ, и диспетчер
сообщила ей, что договоренность остается в силе, но один из
руководителей фирмы, г-н Листов, хочет пообщаться с пострадавшей лично.
Листов, по словам пострадавшей, заявил, что фирма не виновата и водитель
поступил правильно, а вот Йыхвиский автовокзал не имел права продавать
билеты людям, садившимся на станции Кохтла-Ярве.
Получив эту информацию, Екатерина вновь обратилась на Йыхвиский
автовокзал. «Своей вины они не признали, но согласились вернуть мне
деньги за билеты. Диспетчер автостанции сообщила мне, что и ранее с
фирмой господина Листова были неоднократные проблемы. Так что виновный в
незабываемой поездке остался безнаказанным», – сокрушается Екатерина.
Кто же все-таки виноват?
Проанализировав ситуацию, «ДД» связался с Анатолием Листовым (с
Екатериной разговаривал его родственник, Юрий), директором
фирмы-перевозчика, который пояснил, что досадная накладка произошла по
вине диспетчера из Йыхви, который не сообщил своему кохтла-ярвескому
коллеге о том, что пассажиры с билетами сядут на его остановке. Что же
касается поездки стоя, то данный автобус по своим техническим данным
имел возможность перевезти 11 стоячих пассажиров, что указано в его
техпаспорте, так что водитель правил перевозки не нарушил. Отрицает
Анатолий Листов и то, что на автостанции в Кохтла-Ярве касса была
закрыта.
Ясность в ситуацию внес Николай Маслов, руководитель группы контроля
MTÜ Liinibusside kontroll: «Несмотря на то, что города Йыхви и
Кохтла-Ярве живут практически вместе, тем не менее для общественного
транспорта это две разные тарифные станции. По Закону об общественном
транспорте (статья 2, пункт 17) в билете для междугородных линий в
обязательном порядке указываются пункт отправления и пункт назначения.
Следовательно, поездка пассажира должна начинаться из пункта,
отмеченного в билете. Согласно ведомости продажи билетов, водитель
должен был видеть, сколько билетов продано на станции Йыхви. Но это не
означает, что места данных пассажиров, по каким-то причинам не
появившихся на посадке, останутся свободными до Таллинна. При наличии
желающих оставшиеся свободными места могут быть реализованы. В данном
случае перевозчик ничего не нарушил. Правда, исходя из человеческих
отношений, работники вокзала могли бы на ведомости отмечать фактическое
место посадки пассажиров. Но только по просьбе пассажиров. Хотя этот
вариант и не является обязательным».
Екатерина Т. все-таки получила 14 евро, то есть полную стоимость
билетов на автобус Йыхви – Таллинн. От Йыхвиского автовокзала. Тем самым
эта организация косвенно свою вину признала. «ДД», закрывая тему,
просит читателей быть внимательными и прекратить экспериментировать с
местом посадки на междугородный автобус. Даже если это такие
замечательные города, как Кохтла-Ярве и Йыхви.