Любовь, а также смерть, отчаяние, кома, гангрена и педерастия
Все перечисленное есть в новом эстонском фильме «Один мой друг»
(«Üks mu sõber»), премьера которого состоялась 7 января. Надо сразу
сказать, что «Один мой друг» – очень хорошее кино о любви. Ни гангрена, ни педерастия его не портят.
Пожилой работник тартуской библиотеки Мати (Аарне Юкскюла) после смерти
жены, с которой он прожил полвека, теряет интерес к жизни. У дочери
(Харриет Тоомпере), воспитывающей маленького сына, свои проблемы, и Мати
остается один на один с болью и пустотой. Накачавшись алкоголем, он
пытается покончить с собой, прыгает с моста и попадает в больницу, где
неожиданно – и против воли – обзаводится новым другом по имени Сассь
(Александер Ээльмаа).
Этот Сассь уже знаком Мати и его коллеге Руфи (Рита Рааве):
эксцентричный холерик, щеголяющий в красной шапке с козырьком, часто
заходит в библиотеку. В последний раз он умудрился испугать школьниц,
которые пришли за «Войной и миром»: «О, великая русская литература!
Толстой! Достоевский! "Идиот"! "Анна Каренина"!..» – вопит он; девочки в
ужасе убегают, а Сассь, не растерявшись, сам берет четыре тома Льва
Толстого.
Друг в беде не бросит
Мати читает умирающей супруге «Над пропастью во ржи» Сэлинджера,
знаменитые слова Холдена Колфилда: «А я стою на самом краю скалы, над
пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не
сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а
тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа.
Стеречь ребят над пропастью во ржи...» Сассь напоминает Холдена
Колфилда – пожившего, потрепанного, постаревшего телом, но не душой, и
ничуть не утратившего желания спасать людей от пропасти отчаяния. Только
ловит он не детей, а взрослых.
Работающий медбратом Сассь прилипает к Мати как банный лист к спине.
Услышав, что врачи рекомендуют тонущему в депрессии старику
жизнеутверждающую музыку, санитар кооперируется с Руфью и буквально
заставляет Мати слушать Баха, Бетховена и Rolling Stones. Сассь вообще
не слишком тактичен. Увидев в руках Мати больничное судно, он радостно
восклицает: «Ты какаешь!..» – словно у него на глазах происходит чудо. А
когда сосед Мати по палате Тыннь (Маркус Луйк) выходит из комы и у него
отнимают пораженную гангреной правую руку, тот же Сассь, нарядившись
Дедом Морозом, вручает ему (за стихотворение, как на утреннике в детском
саду) подарок – протез кисти. Правда, не правой, а левой. Ошибся – с
кем не бывает.
Когда подлечившийся Мати выходит из больницы, Сассь из его жизни никуда
не девается. Потому что «ты мой друг, а друзей не бросают». Никогда.
Даже если друзья хотят, чтобы их оставили в покое. В какой-то момент
озверевший старик запирается от Сасся в туалете бара. Сассь
присаживается на соседний унитаз и начинает ободрять Мати: «Я никуда не
уйду. Ты попал в беду, а в беде друзей не бросают. Особенно в туалете!
Послушай, Мати, жизнь прекрасна! Посмотри вокруг! Что ты видишь?..»
После долгой паузы обессилевший старик отвечает: «Я вижу туалет!..»
Над пропастью в любви
Кульминация необычных отношений наступает, когда Сассь приглашает Мати и
Руфь к себе в загородный дом. Дело осложняется тем, что Руфь давно и
безответно влюблена в Мати, но, кажется, чувствует что-то и к Сассю.
Ночью Руфь с благословения Сасся отправляется к старику, чтобы, так
сказать, пробудить в нем радость к жизни. Мати ее, разумеется,
выставляет. «Я ему не нужна!» – сетует Руфь, и Сассь, утешая ее,
смекает: старику нужен кто-то еще! Готовый ради счастья друзей на любые
жертвы, он надевает женское платье, красит губы, встает на каблуки и
идет к Мати...
Все ради друга! Но готов ли к такому повороту друг? На следующее утро
Мати с чемоданом покидает гостеприимный дом Сасся, гневно крича на
прощание: «Ты педераст!» Однако история на этом не заканчивается, хотя
дальше не будет уже ни смерти, ни отчаяния, ни комы, ни гангрены, ни
даже педерастии.
«Один мой друг» – режиссерский дебют Марта Кивастика, писателя, до того
отметившегося в кинематографе сценарием фильма «Таарка». Невзирая на
тяжелые темы, это очень легкий и, что главное, правильный фильм о том,
что любовь в конце концов ломает любые стены, которыми люди
отгораживаются от мира: Сассь, может, и придурок, но его бесцеремонная
доброта растапливает лед в сердце Мати, спасая того от бездны.
Другое дело, что осадок от «Одного моего друга» остается грустный.
Сассь – именно что Холден Колфилд в старости, спасающий таких же, как
он, немолодых людей. Не детей, хотя именно их спасать и следовало бы:
если судить по фильму, эстонская молодежь ныне – это по большей части
наркоманы, глуповатые школьницы и увлеченные простейшими компьютерными
играми школьники. Вся надежда – на внука Мати. Впрочем, «Один мой друг» –
не совсем об этом.
P.S. К сожалению, создатели и прокатчики фильма не озаботились тем, чтобы снабдить его русскими субтитрами.