Эдгар Сависаар - один из основателей Народного фронта Эстонии и
действующий глава Центристской партии. Он был премьер-министром Эстонии,
министром внутренних дел, министром экономики и коммуникаций. Сейчас он
– мэр Таллина.
В начале марта в Эстонии пройдут парламентские
выборы. В преддверии этого The Baltic Times побеседовала с председателем
Центристской партии о предстоящих событиях.
The Baltic Times: Г-н Сависаар, что Вы думаете о месте Эстонии в Европейском Союзе и еврозоне?
Эдгар
Сависаар: До сих пор эстонцы обслуживали евро; [однако] Центристская
партия заставит евро служить нуждам эстонцев. Евро приблизит нас к более
справедливой и эффективной европейской модели общества, с прогрессивным
подоходным налогом, весомыми социальными гарантиями и правом на
бесплатное образование. Правительство [премьер-министр Андруса Ансипа]
злоупотребило переходом на единую валюту, дополнительно отдалив
эстонскую социальную модель от европейской. В результате его политики
обогащения богатых и превращения только возникшего среднего класса в
новых бедных Эстония становится все больше и больше похожа на Россию. В
отличие от эстонского министра финансов Юргена Лиги, я не считаю Эстонию
мессией, который должен уничтожать европейский образ жизни, экспортируя
нашу драконовскую социальную и экономическую политику. Напротив, я
считаю, что Эстонии следует учиться у Европы, особенно у Северной, и
перенимать, насколько возможно, ее основные принципы. Если мы не будем
этого делать, исход нашего народа в страны с прогрессивным
налогообложением только ускорится.
- Что Вы можете сказать о влиянии Эстонии на решения, принимаемые Евросоюзом?
-
Эстонии в Евросоюзе следовало бы держаться двух геополитических
общностей – Прибалтики и Северной Европы. К сожалению, на прибалтийском
направлении наши правители слишком долго и слишком явно демонстрировали
высокомерие. Между тем, Латвия уже обгоняет нас по экономике, а Литва
крайне нуждается в поддержке нами совместного прибалтийского проекта
АЭС. Что касается стран Северной Европы, то Эстония также до сих пор во
всем вела себя им наперекор: яростно выступала против [газопроводного]
проекта «Северный поток», связывающего Европу и Россию, вела
ультраправую экономическую политику, «раскачивала лодку», эксплуатируя в
мейнстримной внутренней политике националистическую карту. Нападки, с
которыми обрушился под Рождество европейский комиссар по транспорту
эстонец Сийм Каллас на директора российской железнодорожной компании
Владимира Якунина, вносят сумятицу в отношения Евросоюза с Востоком -
сферу, с которой у Европы связаны большие надежды. При этом самому
Калласу приходится опровергать серьезные обвинения в свой собственный
адрес. Его обвиняют в том, что на посту европейского комиссара по борьбе
с мошенничеством он скрывал нарушения и смягчал информацию в докладах. В
данных обстоятельствах его способность отстаивать в Европе эстонские
интересы крайне мала. Возможность лучше защищать интересы Эстонии в ЕС
появится только после того, как мы сменим наших представителей в
Европейском совете [то есть премьер-министра Ансипа] и в Европейской
комиссии [то есть комиссара Калласа].
- Что Вы думаете о
развитии Евросоюза в социальных областях, а также в областях финансовой
интеграции и международной конкурентоспособности?
-
Углубление экономической, политической и культурной интеграции Европы -
единственный шанс выдержать глобальную конкуренцию с Китаем и другими
развивающимися экономиками. При этом сохранить конкурентоспособность в
современном мире невозможно без общего медийного пространства, которое
будет укреплять европейскую идентичность и представлять миру единый
образ Европы. Однако сейчас у Европы нет даже собственной ежедневной
газеты. Канал Euronews отлично работает, но его необходимо укрепить - в
первую очередь, увеличив его финансирование за счет средств ЕС. СМИ –
ключевой инструмент глобальной конкуренции. Кроме того, я очень надеюсь,
что мы выдержим все испытания и сохраним европейскую социальную модель.
Европа остается крайне привлекательной для всего мира как место для
жизни и работы, на что указывает иммиграционное давление со стороны
развивающихся стран. Я хотел бы, чтобы мы могли и дальше поддерживать
европейские стандарты жизни. Было бы намного хуже, если бы притока
иммигрантов извне не было, зато европейцы начали бы в массовом порядке
покидать континент в поисках лучшей жизни.
- Вы по-прежнему стремитесь занять должность в институтах Евросоюза?
-
Я никогда всерьез не думал о том, чтобы претендовать на какой-либо пост
в Европейском Союзе. Возможно, я слишком патриот, чтобы работать за
границей. Но с другой стороны, зарекаться не буду.
- Как
Вы смотрите на сотрудничество с нашими литовскими и латвийскими
соседями? После роспуска Народного фронта Вы выглядели не слишком
заинтересованным в таком сотрудничестве, особенно с Ригой.
-
И у города Таллина, и у меня лично всегда были исключительно тесные
отношения с администрацией Риги, в том числе и после времен Народного
фронта. Мы сохраняли их, даже когда [президент] Тоомас Хендрик Ильвес
(занимавший в то время пост министра иностранных дел) сделал свое
позорное заявление в интервью The Wall Street Journal, сказав: «Кто нам
эти (…) прибалты?» («Who the fuck are the Balts to us?»). У нас
превосходные отношения с действующим мэром Риги Нилом Ушаковым. Он часто
бывает в Таллине, и я тоже нередко пользуюсь его гостеприимством в
Риге. Будь наши города чужими друг другу, в проектах Rail Baltica и Via
Baltica не было бы никакого смысла. Мы очень заинтересованы в притоке
туристов из Риги, готовых тратить у нас свое свободное время и свои
деньги. В то же время, благодаря рейсам airBaltic Рига стала ближе для
многих таллинцев. Рига особенно внимательно следит за нашими действиями в
качестве культурной столицы Европы 2011 года, потому что через
несколько лет этот титул предстоит носить ей. Для Таллина, в свою
очередь, важен опыт введения в Риге новой билетной системы на городском
транспорте. Также впечатляет развитие в Риге муниципальной полиции. В
целом, существует чертовски много вопросов, вызывающих у нас обоюдный
интерес. Прошу заметить, что я не стал в первую очередь говорить об
истории: она у нас общая и объединяет нас в любом случае. Если говорить о
сотрудничестве с Латвией и Литвой, а также со всеми странами,
окружающими Балтийское море, следует признать, что, к сожалению,
Стратегия ЕС для Балтийского региона, подававшая так много надежд, не
играет сейчас реальной роли в экономическом и политическом развитии
соответствующих стран. Но я надеюсь, что опыт этой масштабной попытки
сотрудничества будет тщательно изучен, и что Балтийский регион еще
сможет полностью задействовать свой потенциал в стремительно меняющемся
мире. В этом контексте мне кажется особенно значимым потепление в
отношениях между Польшей и Россией.
- Что это за «специальное соглашение» с «Единой Россией»? Что оно означает, в чем его смысл и необходимость?
-
Соглашение о сотрудничестве, заключенное между Центристской партией и
«Единой Россией», аналогично тем, которые правящая российская партия
подписала с десятками других партий, как в Европе, так и за ее
пределами. Эти соглашения повсеместно рассматриваются как дополнительная
возможность укрепить отношения с важным партнером - Россией. Лишь в
Эстонии это соглашение иногда объясняют эгоистическими интересами
Центристской партии.
- Каким из своих политических достижений Вы сильнее всего гордитесь?
- Отсоединением эстонской экономики от советской и восстановлением независимости Эстонии.
- Что было главной ошибкой в Вашей карьере?
-
И в жизни, и в политике мы часто допускаем ошибки. Не ошибаются только
мертвые. Своей главной политической ошибкой я считаю то, что я в 2005
году помог [премьер-министру] Андрусу Ансипу прийти к власти. Вначале мы
отлично работали вместе в правительстве, однако в дальнейшем и
государству, и народу Эстонии пришлось слишком дорого заплатить за его
правление – инфляцией, безработицей и исходом населения. Только
подумайте: доля населения, которую Эстония теряет в ходе текущего
кризиса, уже сравнима с долей населения, которую она потеряла в 1944
году в результате эмиграции времен войны.
- Какую роль, на Ваш взгляд, должна играть Эстония в отношениях между ЕС и Россией в ближайшие 15 лет?
-
Эстония слишком долго играла роль санитарного кордона, мнение которого
годами игнорировали и Евросоюз в целом, и его более крупные страны-члены
(«Северный поток» стал самым курьезным, но далеко не единственным
примером этого). Нам следует стать одним из мостов для передвижения
товаров, услуг, знаний и рабочей силы между Евросоюзом и Россией. Этому
способствуют наше выгодное географическое положение, наша
осведомленность о России (в том числе наши языковые навыки) и наличие у
нас русскоговорящего населения. Все это должно позволить нам получить
максимум преимуществ от развития отношений между ЕС и Россией – даже
больше, чем Финляндия. По этим факторам мы находимся на одном уровне с
Латвией, которая, в отличие от нас, уже многого добилась в данной
области.
- Какие главные задачи могут стоять в будущем перед эстонской внешней политикой?
-
В области внешней торговли Эстонии нужно установить прочные отношения с
развивающимися экономиками, в первую очередь с так называемыми странами
БРИК [Китаем, Индией, Россией, Бразилией], но также и с Южной Кореей,
Турцией и прочими глобальными игроками. Для этого нам необходимо
развивать национальную экономику, что должно заложить основы накопления
национального капитала. В связи со снижающимся присутствием США в Европе
и в других частях мира Эстония должна вносить как можно больший вклад
во внешнюю политику Европейского Союза и в его политику в области
безопасности. Между тем, усиление Китая подталкивает Россию и Запад к
сближению. Такое развитие событий способствует безопасности Восточной
Европы, но лишь до тех пор, пока ни Россия, ни Запад не играют с
политикой в области безопасности на китайском направлении и не
пробуждают призраки аморальных сделок в ущерб малым странам,
заключавшихся в Европе в 1938 и 1939 годах. Эстонии также нужно
восстановить численность своего населения хотя бы до уровня времен
восстановления независимости (с тех пор наше население сократилось с 1,5
до 1,3 миллиона человек). К сожалению, этого не получится добиться,
полагаясь исключительно на естественный прирост и на возвращение
эстонцев из эмиграции. Нам необходимо тщательно переработать
иммиграционную политику.
- Видите ли Вы приемлемый способ разрешить эстонско-российский пограничный конфликт? Как долго займет его разрешение?
-
Никаких пограничных конфликтов с Россией у Эстонии нет. Наша граница
находится на своем месте и выполняет также функцию границы Шенгенской
зоны. Эстония не претендует на российские территории, у России также нет
территориальных претензий к Эстонии. Однако Эстония сделала ошибку,
когда ее парламент (скажите за это «спасибо» правым партиям) внес
изменения в преамбулу договора о границе уже после того, как его
подписали министры иностранных дел. Мы должны исправить эту ошибку, и
тогда судьба договора о границе будет зависеть только от российской
стороны.
- Что значит для Вас быть политиком и
государственным деятелем? Являются ли в современной эстонской политике
эти слова синонимами?
- Государственным деятелем
политика могут назвать только последующие поколения, и их решение должно
зависеть от того, считают они его (или ее) работу полезной для народа и
страны или вредной.