Пятьдесят лет назад, когда Юрий Гагарин с навсегда вошедшим в историю
«Поехали!» мчался на встречу с космосом и вечной славой, на земле кипела
напряженная работа. Лучшие специалисты своего дела в условиях
абсолютной секретности работали для осуществления общечеловеческой
мечты. Одним из таких земных героев космоса был Николай Петрович
Ядровский.
Ныне Ядровский – военный пенсионер, активный член Тартуской ветеранской
организации, а 12 апреля 1961 года он руководил пунктом связи
дислоцированного в поселке Белый в 150 километрах от Иркутска
авиационного полка, который привлекли для участия в операции по запуску
первого космонавта.
Впрочем, для самого Ядровского полет человека в космос начался двумя
днями раньше: 10 апреля командир полка получил шифрограмму, в которой
давались указания о подготовке летных экипажей к предстоящей работе.
Нашего героя – начальника отдела связи полка, летавшего на боевом
самолете, – вызвали в штаб и приказали обеспечить выполнение особо
важного задания Центра.
«Мы сразу поняли, что приказ особенный. Такие шифротелеграммы поступали
и раньше. Но в этот раз телеграмма была не на имя начальника штаба, а
адресовалась напрямую командиру, что случалось крайне редко. В ней
говорилось о подготовке, четком выполнении приказов, координации полета
„объекта". Но что за „объект" – не уточнялось», – рассказывает Николай
Петрович. Парень из Чебоксар
– По профессии я не летчик, а воздушный стрелок-радист. Долго летал на
дальнем бомбардировщике Ту-16. Выслуга в Советской армии у меня 32
календарных года, а в льготном исчислении – 48 лет. – Как вы попали в армию?
– Я родился в Чебоксарах – столице Чувашии. Можно сказать, что я –
ребенок войны, имею статус ветерана. Во время войны работал в колхозе, а
потом смог пробиться на вагоностроительный завод. Мне было всего 13
лет, говорили, что маленький еще, но рабочих рук не хватало, и меня
согласились взять. А в 1951 году я был призван на срочную службу и
оказался в Средней Азии, в Фергане. – В каких войсках?
– В ВВС. Еще на гражданке ходил в ДОСААФ, так что судьба была
предрешена заранее. В армии познакомился со своей будущей женой, тут же
за два года закончил восьмой, девятый и десятый классы. А когда аттестат
зрелости был у меня в кармане, ко мне подошел командир и спросил, не
хочу ли я учиться в военном училище. Нужно сказать, что ответ у меня был
готов. До того я побывал дома в отпуске, посмотрел, как бедно мы живем,
понял, что раз уже есть семья, то нужна и профессия. А поскольку мои
старшие братья уже были военными, то долго думать я не стал. И поехал
поступать в Челябинское военное авиационное училище штурманов. А
медицинскую комиссию не прошел... Но училище имело еще один профиль –
связь. Стрелком-радистом я и прибыл на станцию Белая Иркутской области. Знакомство с Кедром – Почему именно Белая была выбрана для работы с Гагариным?
– Видимо, сработала наша специфика. В 1960 году полк получил два
самолета Ту-16. Новые. С завода. Но оборудованы они были не как
бомбардировщики: люки на обоих были заполнены радиотехническими
средствами, а также было установлено оборудование для заправки самолета в
воздухе. За год мы освоили эти самолеты, сдали зачеты представителям
казанского завода и приступили к выполнению основной задачи. Теперь это
уже не тайна, что с севера или северо-запада в направлении Камчатки
запускались баллистические ракеты. Белая находилась как раз в середине
этого пути. Мы поднимались на этих самолетах, приближались к ракете,
которая постоянно посылала сигнал – сообщала высоту, скорость полета,
метеоусловия, об аварийных ситуациях. Мы принимали сигналы и передавали
на Центральный командный пункт. И при возникновении нештатных ситуаций,
например, если ракета отклонялась от маршрута, сообщали об этом на
командный пункт и получали приказ о включении самоликвидации ракеты. К
такой работе мы готовились и 12 апреля. – Если не учитывать адресата, в тексте телеграммы было что-то необычное?
– Честно говоря, насторожило многое. Очень строгие предупреждения,
четкие приказы, как работать узлу связи. Накануне провели тренировку.
Было важно установить прямую связь с командным пунктом, откуда
запускался «объект». Никаких телефонных станций, поднял трубку – и уже
там. Тренировка прошла на отлично, а 12 апреля мы собрались на посту в
семь утра по московскому времени. Провели проверку, доложили, что расчет
к работе готов. Нас было десять человек.
Гагарин работал на четырех частотах: УКВ (ультракороткие волны), ДВ
(дециметровые волны) и на двух частотах КВ (короткие волны). УКВ нам,
конечно, было не достать. Взяли под контроль коротковолновую связь.
Радистов я подобрал самых лучших, которые уже летали на задания такого
рода. Все было засекречено: мы не знали, что представляет собой
«объект», пилотируемый он или нет. И первое, что мы услышали – кто-то
устанавливает связь. «Я – Кедр! Как слышите?». Между собой мы
рассуждали: значит, человек, значит, самолет. Голос общался с Центром,
обсуждалось оборудование, как кто-то устроился в кабине... А потом
раздалось знаменитое «Поехали!», растянутое такое – «По-е-ха-ли!». Вот
тут мы удивились по-настоящему. (Смеется). Мы не поняли, что это такое.
Существует стандартный набор фраз, которые говорит каждый летный экипаж:
запрашивает разрешение на взлет, получает его, сообщает: я – такой-то,
взлетаю. В тот раз доклада не было. Обсудили, кто это полетел, и пришли к
выводу, что это и не самолет вовсе.
Через какое-то время Кедр доложил, что самочувствие его нормальное,
взлетную нагрузку он перенес хорошо, показания приборов – в норме. Все
это записывалось и тут же передавалось на Центральный командный пункт.
Прозвучали слова о невесомости, но окончательно все встало на свои
места, когда Гагарин попросил доложить Центральному Комитету Партии,
правительству и Верховному Совету СССР, что космический полет прошел
нормально, ушибов и травм нет. Ну, как-то так. Открытым текстом.
После посадки мы получили телеграмму, в которой говорилось, что всему
расчету объявлена благодарность. Сработали хорошо. И сообщалось имя
героя – майор Юрий Алексеевич Гагарин. С этой телеграммой и папкой
документов я и отправился в полк.
Зашел тихонько. Как раз проверяли готовность экипажей к следующему
полету. Пробрался к своим. Как только сел, сразу стали спрашивать, где
был, что делал. Я только ответил, что потом расскажу, как начальник
штаба заметил, что мы перешептываемся, и позвал к себе.
Командир полка даже не поверил сначала. Примерно час ждали официального
сообщения по радио. Замучили расспросами и шуточками. А когда Москва
сообщила о полете Гагарина, командир полка отдал команду качать меня
(смеется). Дорога на Запад
В Сибири и на Дальнем Востоке Ядровский прослужил 18 лет. Говорит, что
после окончания Академии решил проявить характер и попроситься на Запад.
Но командиры запугали тем, что не выдадут диплом, и забросили его на
берег Японского моря: дальше просто некуда. Но Запад в его жизни
появился.
– Младший сын, которому еще года не было, начал сильно болеть. Его
обследовала военно-медицинская комиссия, которая пришла к выводу, что
ему противопоказан климат. Еле-еле добился перевода. И меня отправили в
Смоленск, где находится штаб воздушной армии дальней авиации. Месяцев
десять там прожил, работал, квартиры не было. А в июле 1974 года прибыл
на службу в Тарту и еще девять «военных лет» прослужил в Эстонии. – Дудаева видели?
– Дудаев пришел после меня, но я его хорошо знал. После увольнения в
запас я работал начальником штаба Тартуской объединенной авиационной
эскадрильи. Тридцать экипажей самолетов «Пчелка». А когда прибыл Дудаев,
он начал заниматься, скажем так, личными делами. С военного аэродрома
военному самолету нельзя взлетать с гражданским грузом: надлежало
оформить полетный лист и лететь с другого аэродрома, в 15 километрах от
Тарту. Я должен был поставить печать и расписаться, что требование
выполнено. А Дудаев отправлял гражданские грузы с военного аэродрома. Мы
много конфликтовали. Я не хотел подписывать, понимал, что для меня это
опасно. Кроме того, он меня все время агитировал: что ты, сын чувашского
народа, тут делаешь? Почему не едешь на родину? Ты имеешь большое
звание, езжай, поднимай народ. Настроен он был очень националистически. И
при этом делал что хотел. – А какие грузы он отправлял?
– Мебель, ковры – полные самолеты на Чечню. – За что его в Эстонии так любят?
– Видите ли, он был тут начальником гарнизона. Для эстонцев он был
просто патриотом, который поддерживал стремление народа к независимости.
Кстати, считалось, что он обещал военную поддержку Эстонии на пути к
выходу из СССР, но это было невозможно. Не было у нас таких
возможностей. Да что там… Дела давние… – Давние. Расскажите о семье, вы же – богатый дед.
– Да (смеется), богатый. Внучка и внук, два правнука и правнучка.
Сыновья тоже офицеры, служат в Российской армии. Так что семья большая.
|