Поедающие гамбургеры финны или принимающие гуманитарную помощь палестинцы понятия не имеют, что мука для их еды изготовлена в Тарту, на крупнейшей в Эстонии мельнице. «Все больше эстонской муки поставляется за рубеж в самые удивительные места», - говорит член правления Tartu Mill Ууно Лаусинг. За последние пару лет доля продукции на экспорт возросла до 40% от оборота, ее поставляют, кроме Скандинавии и стран Балтии, в такие места как Австралия, Тайвань, Индонезия, Чад, Джибути и другие экзотические страны.
Чтобы не путать иностранцев и не объяснять постоянно, что значит слово veski, фирма изменила свое коммерческое название: теперь вместо Tartu Veski она называется Tartu Mill.
Изменив название, предприятие приобрело несколько зарубежных клиентов, в их числе Макдоналдс и Хесбургер, финские заводы которых закупают эстонскую муку тоннами. Тартусцы развенчивают миф о том, что продукция Макдоналдс производится из обычных продуктов. По словам Калле Яармана, руководителя по продажам Tartu Mill, Макдональдс – клиент с самым жестким контролем качества из тех, что у нас были. Представители сети хотят быть в курсе всех тонкостей производственного процесса эстонской муки.
Руководитель предприятия Лаусинг добавляет, что клиентам типа Макдоналдса маленькая мельница ничего продать не сможет. «Их требованиям может соответствовать только высокотехнологичное предприятие. Это является нашим преимуществом за рубежом». Он подтверждает, что качество эстонской муки – одно из высочайших в Европе.
Кроме сетей ресторанов быстрого питания, в число интереснейших клиентов Tartu Mill входит, например, Всемирная продовольственная программа ООН, которая раздает эстонскую муку нуждающимся.
По словам Лаусинга, предприятие планирует активно присутствовать на внешних рынках и в дальнейшем, но сильного роста экспорта ждать неоткуда. «Мы и так работаем близко к пределу мощности. Если на экспорт пойдет более половины продукции, то мы не сможем удовлетворить спрос внутри Эстонии», - объясняет он.
Большой прыжок в развитии ожидается в Латвии, где пару лет назад тартусцы купили самую известную в тех краях мельницу Dobele Dzirnavnieks. В этом году ключевыми словами же станут плохой урожай зерновых и высокие цены. Поэтому и предприятие повысило свои цены на муку.
«Легко критиковать рост цен, - говорит Лаусинг. – Но мельница напрямую зависит от цены зерна. Мука – это не Кока-кола, в цену которой входит стоимость бренда. Мука – это товар первой необходимости, ее цену нельзя раздуть, потому что клиенты уйдут к другим производителям».