Если ехать в Ригу сквозь Пярну, то на выезде из города, не доезжая до
магазина Maxima, с левой стороны вы увидите лютеранское кладбище. А в
нем – потрясающее, но малоизвестное творение скульптора Амандуса
Адамсона – монумент жертвам войны 1918-1920 годов. Из окна машины вы
увидите только одну сторону памятника, на которой реалистично и в то же
время экспрессивно изображен умирающий солдат. Но редко кто из
проезжающих останавливается, чтобы посмотреть, что же с другой стороны.
А там – дверь, закрытая на ключ, которую пытается открыть женщина во
вдовьем покрывале. Рядом с ней молитвенно сложившая руки девушка и
плетущий венок мальчик. Это – семья погибшего солдата. Удивительный
памятник, очень эмоциональный и трогательный. И обобщающий память обо
всех павших на всех войнах. Как и таллиннская «Русалка», давно
переставшая быть памятником одному погибшему кораблю.
Монумент был установлен в 1928 году, разрушен в 1944-м, а в 1993 году
восстановлен по фотографиям и сохранившимся фрагментам. Об этом
рассказал «ДД» директор Пярнуского городского музея, доктор исторических
наук Альдур Вунк: «Сейчас на кладбище стоит копия монумента. Рядом с
воротами можно увидеть фрагмент старого, а подлинные части памятника,
которые удалось сохранить, войдут в музейную экспозицию, которая
откроется одновременно с новым зданием музея 23 февраля 2012 года».
Скульптор завещал похоронить себя рядом с памятником, воссоединившись
таким образом со своей женой и сыном, которые послужили моделями для
скульптур.