В оперную программу фестиваля вошли «Русалочка» Антонина Дворжака и
«Кармен» Жоржа Бизе в исполнении московского театра «Геликон-Опера»
(постановщик двух последних спектаклей Дмитрий Бертман).
Созданные в начале лета совместными усилиями пярнуского театра Эндла,
PromFest и Кунасского государственного музыкального театра «Аттила»
Джузеппе Верди (постановщик Юллар Сааремяэ) также украсили программу
фестиваля.
Страсть и фригидность
За последние 12 лет на сценах Эстонии демонстрировалось не менее 13
оперных постановок Бертмана. Представленные одна за другой два вечера
подряд «Русалочка» и «Кармен» образуют в драматургическом отношении
любопытную пару. Обе заглавные героини ищут любви. Одна из них холодна и
фригидна, другая пылка и сенсуальна. Первую быстро отвергает поклонник,
другую до самой трагической развязки любят сразу двое мужчин.
За последние пять лет эстонская публика могла лицезреть три созданные
местными силами постановки «Кармен»: опереточную (KaivConsort 2006),
символистскую (PromFest 2007) и реалистичную («Эстония» 2011). Версия
Бертмана (премьера в Москве в 1996-м) с самого начала и до конца во всех
нюансах (мизансцены, костюмы, декорации, хореография) выдержана в
эстетике мюзикла.
На пульсе и интенсивном эмоциональном настрое спектакля этот «курс
омоложения» сказался положительным образом. Пусть даже осталось не
совсем ясным, были ли появившиеся наряду с представителями полицейского
спецназа проходимцы и профурсетки выходцами из пригородного гетто или же
представителями некой футуристической субкультуры.
Решение художников Виктора Нежного и Татьяны Толубеевой поместить все
четыре картинки — городскую площадь, трактир, горный пейзаж и арену
проведения боя быков — в одно-единственное место, возле разбитого
автомобиля и лишенной окон стены воспринималось как недостаток фантазии и
расточительством потенциальных возможностей. Несколько раз с целью
оживления визуальной скупости антуража осмысленное движение хора
выполняло роль декорации.
В качестве постановщика сам Бертман наиболее решительно проявил себя в
последней сцене. Согласно его версии Кармен убила Микаэла , Дон Хозе
только взял на себя это преступление.
«Русалочка» в исполнении «Геликон-Оперы» удивила и в некотором смысле
огорчила тем, что Бертман вынес на сцену эту основанную на сказке оперу в
виде все той же сказки (художники Виктор Нежный и Татьяна Тулубеева).
На фоне большой оперной сцены и современных постановочных традиций
тяготеющая к китчу и гротеску подобная эстетика образов была бы более
уместна для какой-нибудь игривой оперы Римского-Корсакова, в которой
фантастика является самоцелью, однако, лирическая по своему духу и
драматизму, но антигуманистическая по замыслу «Русалочка» Дворжака в
результате ощутимо проигрывает.
Чистое золото
Драматургический конфликт оперы основан на стремлении Русалочки стать
человеком, ценой утраты дара речи удовлетворить душевную и физическую
потребность в любви. Бертман совместно с парой художников перевел эту
метаморфозу на язык натуралистических образов: на сцене с купленной в
продуктовом магазине рыбы счищали чешую и отсекали ей голову. Но ведь
лишенная чешуи и головы рыба все-таки остается рыбой, среди людей она не
способна обрести ответную любовь в качестве холодной и бессловесной
твари.
Обе постановки Бертмана сработали неплохо и были умеренно оригинальны,
однако особой свежести и внутренней силы в них не было. Применительно к
«Кармен» понять и даже объяснить это было несложно за счет года создания
постановки. Что же касается «Русалочки», то здесь, видимо, необходимо
было бы знать, каким образом эту столь часто представляемую на сценах
славяноязычных стран оперную постановку чаще всего интерпретируют в
российской традиции.
Однако в музыкальном отношении в стенах монастыря в Пирита сияло чистое золото.
Фестиваль Биргитты Антонин Дворжак «Русалочка» Постановщик: Дмитрий Бертман Жорж Бизе «Кармен» Постановщик: Дмитрий Бертман Постановки московского театра «Геликон-Опера» 18-20 августа на фестивале Биргитта в стенах монастыря Пирита