Оскар Вольдемар Лахесоо рассказывает о поверхностном натяжении
молочного пакета и его преодолении с помощью масла. Повар Ити-Трийну
Греп растерянно говорит: «Принести масло?». «Ну, у нас все-таки есть
гравитация, не надо», — разрешает ей мальчик.
Гравитация — единственное в помещении на третьем этаже художественной школы Тарту, что имеет отношение к реальности.
Зимняя школа юных изобретателей, собравшихся здесь со всей Эстонии, на
некоторое время перенеслась в воображаемое космическое пространство,
чтобы выполнить там задание, которое было бы совершенно обычным в земной
кухне — приготовить тесто для блинчиков.
В невесомости сделать это совсем не просто. Стоит только положить ложку
на стол, как она тут же улетает (руководитель занятия, выполняющий роль
освободителя от гравитации, уносит ее на стол исчезнувших в космосе
предметов и ставит минус). Не говоря уже о том, что тесто не желает
спокойно лежать в миске, из мешка никак не удается зачерпнуть две ложки
муки, а упрямое яйцо не хочет покидать скорлупу.
Изобретения для космоса
Поскольку состояние невесомости в помещении школы создать никак
невозможно, здесь действуют свои правила. Все подручные средства —
ложку, клейкую ленту, ножницы, муку, сахар и яйцо — надо придерживать,
иначе они исчезнут в космосе.
Чтобы все это не показалось слишком уж простым, только один из команды,
состоящей из пяти человек, занимается приготовлением теста и
придерживает предметы. Другие могут давать советы и обращать его
внимание на «улетающие» предметы.
Это веселое состязание помогает поднять настроение и приготовиться к
следующему заданию — всей командой изобрести нечто, что имело бы
отношение к продуктам или блюдам, предназначающимся для применения в
космосе.
Зимняя школа, завершившая свои занятия на прошлой неделе, является
продолжением конкурса юных изобретателей, который проходил минувшей
осенью и в ходе которого были названы лучшие изобретатели 4-9-х классов
школ Эстонии.
Зимняя школа состоялась впервые, раньше лагерь изобретателей проходил
летом, и поскольку после проведения соревнований до начала лагеря
проходил почти год, к лету энтузиазм юных участников начинал потихоньку
иссякать.
Мыслить шире
Координатор конкурса изобретателей из целевого учреждения Archimedes
Маргит Лехисте отметила, что приехавшие в лагерь дети на удивление
сообразительны и даже учащиеся 4-5-х классов обладают очень обширными
познаниями, за которым стоит скорее личный интерес, чем знания,
полученные в школе.
Цель лагеря — развитие и совершенствование детей, изменение их
представлений об окружающем нас мире. «Очень часто созданные в ходе
соревнований изобретения ориентированы на семью, они создаются для мамы
или для брата — да иначе и быть не может, — рассказала Лехисте. — Но мы
здесь учим детей мыслить шире».
Сегодня изобретение, как правило, не является результатом усилий одного
человека, необходимо задействовать целую команду. К тому же результат
творчества изобретателей должен быть одновременно и полезным, и удобным в
использовании, поэтому в лагере изобретателей его участникам
рассказывают о таких важных вещах, как дизайн, маркетинг и развитие
продукта.
Если кому-нибудь захочется сделать дома «блинчики в невесомости», в
качестве подсказки могу посоветовать запастись плотно закрывающимися
полиэтиленовыми мешками и клейкой лентой. А вот сама сковородка все-таки
пусть не покидает зону гравитации.
Изобретения
Изобретения юных изобретателей в зимнем лагере: • самосдувающийся мяч, • холодильник с пищевой пирамидой, • проводник для слепых, • дополнение/замена телефонного номера звонящего словами, • устройство для наблюдения и поиска маленьких детей, • внешние подушки безопасности для легкового автомобиля, • дорожный знак «Животные на дороге», • уборщик бумаги, • более заметный пешеходный переход, • игнорирующее надоедливых людей устройство, • хранение данных в воздухе, • приспособление для подвешивания школьного портфеля в общественном транспорте, • полотенце-кабина, • автомобильный лазер, многофункциональные шторы, • переводчик мозговых волн, • конфетный автомат «Здравствуй, весна!».