Туристическая отрасль европейских стран
находится в стагнации с 2008 года. По данным ВТО, отраслевой рост
находился все это время фактически в пределах статистической
погрешности 0,3%. В январе 2010 года опубликован т. н. Всемирный
туристический барометр (UNWTO), в котором говорится, что в 2009 году в
Эстонии, по международной статистике, побывали 1,38 млн иностранных
туристов – это на 3,7% меньше, чем в 2008 году. Напомним, что население
Эстонии составляет 1,34 млн человек.
По словам руководителя Пярнуского центра
туристической информации Аннели Кескюль, примерно 65% иностранных
гостей приезжают в ее город из Финляндии: «Кроме того, в этом году мы
чувствуем рост интереса к поездкам в Эстонию в странах Западной Европы,
в первую очередь в Германии, а также в Швеции и России». Эстонские
туроператоры в свое время приветствовали вступление страны в Шенгенскую
зону, поскольку произошедшее при этом упрощение визового режима само по
себе увеличило количество российских туристов.
Вообще туристов, прибывающих из России, можно
условно разделить на две основные категории. Первая – это те, кто
когда-то в этой стране жил, работал или служил, бывал в качестве
отдыхающего по путевке и дикарем во времена СССР, либо тот, у кого в
Эстонии живут родственники и друзья. То есть имеющий какие-то связи или
приятные воспоминания о предыдущих посещениях этой страны. Вторая –
совсем молодые люди, для которых Эстония является «доступной
заграницей». На вопрос, по какой причине они поехали именно в эту
страну, они обычно отвечают что-то вроде: «Вы для нас дешевле и ближе».
Эстонские туроператоры говорят, что российские
туристы в последнее время предпочитают низким ценам качество
обслуживания. Так, в первую очередь они ищут гостиницы, рестораны и
прочие туристические и торговые точки, в которых персонал знает русский
язык (по-английски в Эстонии говорят везде).
«Думаю, что мы знаем и то, чего вы ждете от нас, и
то, чего ждать от вас, – отмечает Аннели Кескюль. – Со своей стороны,
мы заинтересованы в том, чтобы вы возвращались к нам, чтобы приехали
еще раз». По ее словам, российские туристы в массе своей не капризны
(требовательность отсутствие этого недостатка, как известно, не
отменяет). Поэтому обычно с россиянами легко найти общий язык.
Например, если по какой-то причине условия проживания, питания,
транспортного обслуживания и т. д. российскому туристу не подходят, то
ему можно всегда предложить что-то другое взамен и довольно быстро
найти вариант, который всех устроит.
Кроме того, россияне обычно хотят получить готовый
пакет услуг. Если западноевропейский турист предпочитает сам выбирать
гостиницы, достопримечательности, рестораны, вникает во все тонкости,
то россияне обычно говорят примерно так: «Я еду на три дня –
подскажите, что у вас за это время можно посмотреть, куда сходить?».
Даже в ресторанах такие клиенты не изучают подолгу меню (хотя в
большинстве заведений общественного питания есть меню на русском
языке), а просто спрашивают официанта: «Что вы нам порекомендуете?».
Для туристических организаций пакетная схема, безусловно, гораздо
удобнее: все можно подготовить заранее – причем это будет не в ущерб
качеству, а иногда даже наоборот.
Аннели Кескюль подтвердила, что среди российских
туристов постепенно увеличивается доля «индивидуалов», предпочитающих
путешествовать самостоятельно, не обращаясь за услугами турфирм, –
подробнее об этой тенденции см. «Санкт-Петербургские ведомости» от
10.02.2010 г., статья «Путешествия с приключениями». Для таких туристов
(точно так же, как и для турфирм, впрочем) в Эстонии создан
интернет-портал www.visitestonia.com – на нем можно найти описание
туристических услуг, достопримечательностей, гостиниц, пансионатов и
культурных событий всех регионов и городов страны.
В прошлом году эстонские туристические организации
провели маркетинговое исследование в Петербурге и Москве. И, по
экспертным прогнозам, в ближайшие 3 – 5 лет именно эти направления
въездного туризма покажут самый большой рост.
По словам специалистов, существует и статистическая
проблема оценки объемов российского туризма. Так, официально туристом
считается лишь тот, кто остановился на ночь в гостинице.
Соответственно, из статистики выпадают транзитные туристы – даже если
они весь день осматривали достопримечательности, но уехали вечером. Не
подсчитают и того, кто остановился у родственников, друзей или снял
жилье частным порядком. А ведь именно таким образом устраиваются на
ночлег в Эстонии подавляющее большинство российских туристов: таких в 3
– 4 раза больше, чем тех, кто останавливается в гостиницах. Стоит
отметить, что вышеупомянутые 1,38 млн иностранных туристов, посетивших
Эстонию в 2009 году, – это как раз та самая официальная статистика с
ночевками.
Впрочем, несмотря на это, в 2009 году количество
российских туристов выросло больше, чем туристов из других стран, – на
14% по числу въехавших на территорию Эстонии и на 11% – с ночевкой.
Отчасти рост объясняется наличием в РФ длинных рождественских каникул,
а также кризисом – как и прогнозировали эксперты, многие не смогли
отправиться в дальние страны и предпочли ближнее зарубежье. Так, в
январе-феврале количество российских туристов увеличилось на 55%.
Согласно статистике, наибольшей популярностью среди россиян пользуется
Таллин, а также северо-восточные районы Эстонии.
Большинство иностранных туристов прибывают в Эстонию
по морю. По данным Таллинского порта, количество пассажиров увеличилось
на 0,1% даже по сравнению с рекордным 2008 годом. В 2009 году почти
7,26 млн пассажиров прибыли и убыли через пассажирский порт. При этом
пассажиропоток в направлении Хельсинки сократился на 0,9%, а в
направлении Стокгольма – увеличился на 4,9% (самый большой прирост
произошел в мае и июне после пуска нового парома).
В 2009 году доход Эстонии от туризма составил 1,03
млрд евро (на 8% меньше, чем в 2008 году, – многим компаниям пришлось
снизить цены). Расходы иностранных туристов в Эстонии составили 781 млн
евро (на 4,8% меньше, чем в 2008 году).