В конкуренции с Питером Таллин готов стать Лас-Вегасом
Эстония ведет борьбу за «дорогих гостей» - финских и российских туристов.
Руководство таллинского порта объявило о предстоящем событии: открытии паромной линии Таллин – Санкт-Петербург.
- Надеюсь, эта линия будет открыта в ближайшее время – нынешним летом, - говорит председатель правления таллинского порта Айн Кальюранд. – Можно будет осуществлять круизы, и мы сейчас активно работаем в этом направлении.
Пока, по словам специалистов, речь идет о пассажирских перевозках. В будущем паром станет перевозить туристов прямо на автомобилях. Заинтересовался новыми перспективами и эстонский бизнес. Предприниматели говорят о необходимости организации паромной переправы между Россией и Эстонией и для грузового транспорта.
Чем объясняется столь неожиданная активность эстонской стороны на питерском направлении? Ведь несколько лет назад уже пытались организовать паромную переправу, но она просуществовала лишь полгода. История с переносом в апреле 2007 года «Бронзового солдата» - памятника воину-освободителю – из центра Таллина на кладбище охладила отношения двух стран и сократила взаимные потоки туристов. И вот – приятная новость.
Эстонцы – народ прагматичный, скорее всего ими управляет не дружественный порыв – не желание продемонстрировать соотечественникам достопримечательности северной российской столицы или похвастаться красотами Таллина перед нашими туристами, а трезвый расчет.
Долгое время эстонская столица была любимым местом отдыха финских туристов, в год оттуда приезжало до девяти миллионов гостей. Но кризис и активность российской стороны в области туризма начали корректировать ситуацию. В Эстонии услуги дорожают, да и ее достопримечательности уже приелись скандинавским гостям, а вот в Питере все дешевле, он может предложить богатейшую культурную программу. Да и для финнов – ближайших соседей – сделано визовое послабление: 72 часа в Питере они могут находиться лишь при наличии обычного пассажирского билета.
Видно, напугали эстонцев и планы российских железных дорог построить скоростную трассу между Хельсинки и Санкт-Петербургом. Поэтому намерение открыть паромную переправу, скорее всего, - это не только стремление организовать неплохой взаимовыгодный туристический бизнес, но и попытка пустить поток финских туристов в Россию через Эстонию.
Подтверждением такого намерения являются и планы администрации Таллина построить подводный железнодорожный туннель, связывающий с Хельсинки. По прямой - 80 километров. Туннель заметно облегчил бы связь двух столиц, а заодно, возможно, направил бы поток скандинавских туристов в Санкт-Петербург через Таллин. Наверняка для многих финнов путешествие в Питер через туннель и на пароме станет привлекательной прогулкой.
В конце прошлого года главы администрации Таллина и Хельсинки - Эдгар Сависаар и Юсси Паюнен - подписали соглашение о совместной разработке проекта туннеля. Правда, неясно, сколько он будет стоить. Авторы идеи предполагали - около одного миллиарда евро. Было решено выделить по 100 тысяч евро каждой стороной, а дополнительное финансирование попросить у Евросоюза. Но, по мнению финского профессора Олли-Пекка Хилмола из Технического университета города Лаппеэнранта , настоящая стоимость проекта может достичь семи миллиардов евро.
Из-за слишком большой цены вопроса его решение стало вязнуть. Но неожиданно на помощь пришел... исландский вулкан Эйяфьятлайокудль. Тот же профессор заявил, что, учитывая природные катаклизмы, облака вулканического пепла и другие факторы риска, туннель между Хельсинки и Таллинном все-таки следует построить. По мнению эксперта, объект к тому же мог бы стать частью финансируемого Европейским союзом проекта трассы «Rail Baltica», связывающей страны Балтии и Варшаву.
Но вот, конечно, вопрос: а чем Таллин все-таки сможет привлечь скандинавских, да и российских гостей, чтобы туристические потоки между Санкт-Петербургом и Финляндией обязательно шли через Эстонию? Должна же быть какая-то «завлекалочка».
Группа депутатов Таллиннского городского собрания выступила с инициативой построить в Финском заливе, рядом с городом, три искусственных острова-казино и связать их со столицей еще одним подводным туннелем. Уже подписан договор о разработке проекта с одной из британских компаний. По мнению таллинских властей, эстонский Лас-Вегас привлечет множество туристов, а заодно выведет многочисленные казино за пределы столицы. При этом лишь один искусственный остров будет центром азартных развлечений. Другой посвятят семейному отдыху, а третий – культурному досугу. Предполагается, что проект обойдется в 90 миллионов евро.