Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Театр

Жертвоприношение реальности
Сегодня я просмотрел на TED.com (Technology Entertaiment Design, некоммерческий фонд в США, миссия которого состоит в распространении уникальных идей. — Ред.) доклад невролога Оливера Сакса, посвященного синдрому Шарля Бонне, который встречается у слепых людей и представляет собой галлюцинации кинематографического характера.

Это напоминает просмотр фильма с совершенно случайными мотивами и неожиданными визуальными эффектами без звука и каких-либо связей с погруженной во тьму реальностью индивида.

Поэтому, начиная свое размышление по поводу постановки Ильмара Таска в Русском театре пьесы «Одна летняя ночь в Швеции», я воспользуюсь творческим подходом, свойственным художникам, который нарабатывается на продолжении всей жизни, и основан на прыжке в неизвестность и охоте за ассоциациями.

В спектакле о великом русском режиссере Андрее Тарковском Александр Ивашкевич (справа) играет главную роль. фото: Ильмар ТаскаПодходом, который, как правило, прежде, чем обрести форму, пребывает в голове художника лишь в виде абстракции. В виде эфира и почти несуществующей субстанции. Начну с первой попавшейся ассоциации, рискуя породить некоторое замешательство.

Художник на грани отчаяния

На этом пути создания произведения искусства художник использует целый ряд качеств, которые мы почти не используем в ходе работы, требующей рационального подхода. Среди них фигурируют компульсивность, обсессивность, абстрактность, юмор, иррациональность и прочее.

Все это привносит в работу художника, с одной стороны, вызывающую почтение увлекательность и непредсказуемость, а с другой — все это отчуждает художника от заурядной реальности, от той бытовой суеты, которую общество сурово требует от своих граждан.

Разумеется, это отнюдь не означает, что все художники — склонные к психозам чудаки, у которых перед глазами исключительно хаос, поскольку у каждого из них имеется свой собственный метод, ритм и рутина, позволяющая обеспечивать баланс между творческой реальностью и прагматическим бытом.

Кажется, что Тарковского, одного из величайших русских режиссеров, в ту летнюю ночь в Швеции на съемках его последнего фильма «Жертвоприношение» (1986) угнетало постоянное метание в пределах мини-социума съемочной площадки — между актерами, переводчиком, оператором, продюсером, осветителем и другими — а также между мелькающими в собственной голове образами картины.

Все это временами подводит режиссера к последней грани отчаяния, иногда злит, иногда дарует облегчение от удачи. В основном же к вопиющим потерям при переводе Великого Художника Андрея Тарковского, Русского, как в прямом, так и в переносном смысле.

Во время съемок «Жертвоприношения» Тарковский уже был неизлечимо болен, и с полной уверенностью можно утверждать, что в последние годы жизни охваченный мистикой и духом потустороннего кинорежиссер пребывал в напряженных раздумьях о сущности жизни.

Связь Тарковского с Эстонией

И если пьеса «Одна летняя ночь в Швеции» сконцентрирована в основном на человеческих взаимоотношениях и обращена к человеческой реальности Тарковского в том числе и не без комического момента, то среди цитат Тарковского, вложенных в уста актера, совершенно особое звучание для меня приобрела одна, являющая собой саркастическое замечание мастера по поводу счастья. Согласен, что счастье как цель человеческой жизни представляется явлением смехотворным и обременительным.

Синдром Шарля Бонне вызывает непроизвольные галлюцинации, однако, кинематографисты превращают свои осмысленные галлюцинации в нечто внешне самопроизвольное и подчиненное цели поведать о чем-то важном.

Андрей Тарковский красноречив и значителен не только в своих фильмах, но и за счет своих связей с Эстонией, уже неоднократно отмечаемых в последнее время. Ведь режиссер снимал своего «Сталкера» именно в Таллинне и его окрестностях, а также занимался обучением наших кинематографистов.

Как это благородно и значимо, что всемирно признанный мастер Ильмар Таска взялся за постановку в Русском театре пьесы Эрланда Юсефсона, сыгравшего главного героя в «Жертвоприношении» Тарковского. Этот факт был отмечен достаточно скупо.

Симптоматично, что после восстановления независимости Эстония вопреки всевозможным трудностям ступила на путь гораздо более точного, осмысленного, колоритного и насыщенного возрождения культурной памяти.

В мире кинематографа все это, разумеется, стимулируется столетним юбилеем эстонского кино и всем, что с этим связано, однако свидетельством достижения творческой зрелости, несомненно, является охватывающий нашу культурную жизнь все более интенсивный и развернутый диалог между прошлым и настоящим.

Спектакль

«Одна летняя ночь в Швеции»
Автор пьесы: Эрланд Юсефсон
Режиссер-постановщик: Ильмар Таска
Художник-постановщик: Ильмар Таска, Эллен-Алиса Хассельбах
Художник по костюмам: Маре Райдма
В ролях: Лариса Саванкова (Лотти), Александр Ивашкевич (Русский), Леонид Шевцов (Эрланд), Татьяна Егорушкина (Соня), Ксения Агаркова (Кристина),Сергей Черкасов (Виктор)
Премьера состоялась
20 апреля в Малом зале Русского театра

Андрес Лыо
www.rus.postimees.ee

Категория: Театр | Добавил: shepot (08.06.2012)
Просмотров: 1019 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:жертвоприношение, постановка, Таска, Тарковский, Одна летняя ночь в Швеции, Русский театр
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 23.11.2024, 06:09
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100