Сегодня я просмотрел на TED.com (Technology Entertaiment Design,
некоммерческий фонд в США, миссия которого состоит в распространении
уникальных идей. — Ред.) доклад невролога Оливера Сакса, посвященного
синдрому Шарля Бонне, который встречается у слепых людей и представляет
собой галлюцинации кинематографического характера.
Это напоминает просмотр фильма с совершенно случайными мотивами и
неожиданными визуальными эффектами без звука и каких-либо связей с
погруженной во тьму реальностью индивида.
Поэтому, начиная свое размышление по поводу постановки Ильмара Таска в
Русском театре пьесы «Одна летняя ночь в Швеции», я воспользуюсь
творческим подходом, свойственным художникам, который нарабатывается на
продолжении всей жизни, и основан на прыжке в неизвестность и охоте за
ассоциациями.
Подходом, который, как правило, прежде, чем обрести форму, пребывает в
голове художника лишь в виде абстракции. В виде эфира и почти
несуществующей субстанции. Начну с первой попавшейся ассоциации, рискуя
породить некоторое замешательство.
Художник на грани отчаяния
На этом пути создания произведения искусства художник использует целый
ряд качеств, которые мы почти не используем в ходе работы, требующей
рационального подхода. Среди них фигурируют компульсивность,
обсессивность, абстрактность, юмор, иррациональность и прочее.
Все это привносит в работу художника, с одной стороны, вызывающую
почтение увлекательность и непредсказуемость, а с другой — все это
отчуждает художника от заурядной реальности, от той бытовой суеты,
которую общество сурово требует от своих граждан.
Разумеется, это отнюдь не означает, что все художники — склонные к
психозам чудаки, у которых перед глазами исключительно хаос, поскольку у
каждого из них имеется свой собственный метод, ритм и рутина,
позволяющая обеспечивать баланс между творческой реальностью и
прагматическим бытом.
Кажется, что Тарковского, одного из величайших русских режиссеров, в ту
летнюю ночь в Швеции на съемках его последнего фильма
«Жертвоприношение» (1986) угнетало постоянное метание в пределах
мини-социума съемочной площадки — между актерами, переводчиком,
оператором, продюсером, осветителем и другими — а также между
мелькающими в собственной голове образами картины.
Все это временами подводит режиссера к последней грани отчаяния, иногда
злит, иногда дарует облегчение от удачи. В основном же к вопиющим
потерям при переводе Великого Художника Андрея Тарковского, Русского,
как в прямом, так и в переносном смысле.
Во время съемок «Жертвоприношения» Тарковский уже был неизлечимо болен,
и с полной уверенностью можно утверждать, что в последние годы жизни
охваченный мистикой и духом потустороннего кинорежиссер пребывал в
напряженных раздумьях о сущности жизни.
Связь Тарковского с Эстонией
И если пьеса «Одна летняя ночь в Швеции» сконцентрирована в основном на
человеческих взаимоотношениях и обращена к человеческой реальности
Тарковского в том числе и не без комического момента, то среди цитат
Тарковского, вложенных в уста актера, совершенно особое звучание для
меня приобрела одна, являющая собой саркастическое замечание мастера по
поводу счастья. Согласен, что счастье как цель человеческой жизни
представляется явлением смехотворным и обременительным.
Синдром Шарля Бонне вызывает непроизвольные галлюцинации, однако,
кинематографисты превращают свои осмысленные галлюцинации в нечто внешне
самопроизвольное и подчиненное цели поведать о чем-то важном.
Андрей Тарковский красноречив и значителен не только в своих фильмах,
но и за счет своих связей с Эстонией, уже неоднократно отмечаемых в
последнее время. Ведь режиссер снимал своего «Сталкера» именно в
Таллинне и его окрестностях, а также занимался обучением наших
кинематографистов.
Как это благородно и значимо, что всемирно признанный мастер Ильмар
Таска взялся за постановку в Русском театре пьесы Эрланда Юсефсона,
сыгравшего главного героя в «Жертвоприношении» Тарковского. Этот факт
был отмечен достаточно скупо.
Симптоматично, что после восстановления независимости Эстония вопреки
всевозможным трудностям ступила на путь гораздо более точного,
осмысленного, колоритного и насыщенного возрождения культурной памяти.
В мире кинематографа все это, разумеется, стимулируется столетним
юбилеем эстонского кино и всем, что с этим связано, однако
свидетельством достижения творческой зрелости, несомненно, является
охватывающий нашу культурную жизнь все более интенсивный и развернутый
диалог между прошлым и настоящим.
Спектакль
«Одна летняя ночь в Швеции» Автор пьесы: Эрланд Юсефсон Режиссер-постановщик: Ильмар Таска Художник-постановщик: Ильмар Таска, Эллен-Алиса Хассельбах Художник по костюмам: Маре Райдма В ролях: Лариса Саванкова (Лотти), Александр Ивашкевич (Русский),
Леонид Шевцов (Эрланд), Татьяна Егорушкина (Соня), Ксения Агаркова
(Кристина),Сергей Черкасов (Виктор) Премьера состоялась 20 апреля в Малом зале Русского театра