В этом месяце ансамблю Hortus Musicus («Музыкальный сад»)исполняется
40 лет. Называть его «ансамблем старинной музыки» не стоит. Музыканты
собрались вместе в начале 1970-х, тогда, молодые и полные бунтарского
духа, и играли написанную до Баха музыку свободно, без комплексов и по
мнению кого-то, может, без особого почтения — скорее, с новой энергией,
стирающей пыль с древних произведений.
Во второй половине 1970-х и в 1980-х, когда выбор пластинок и дисков у
нас был довольно скудным, записи Hortus Musicus покупали и почитатели
светской итальянской музыки XIV века, и фанаты интеллектуального рока.
С годами ансамбль приобретал все большую международную популярность, и
сейчас самые востребованные композиторы нашего времени пишут музыку
специально для него. Выбор инструментов Hortus Musicus существенно
пополнился — от барочного арсенала до современного, в соответствии с
потребностью.
У группы есть своя, четко различимая линия, ее характеризует
своеобразное ощущение музыки, которое можно описать и словами, которые
происходят из совершенно других пластов музыки — «грув» или «вайб». Я не
случайно назвал их «группой».
В тот день, когда я позвонил Андресу Мустонену, он находился с концертным турне в Пальма-де-Майорке.
Как и когда родилась группа?
40 лет назад, но идея родилась еще раньше, во время учебы в средней
музыкальной школе, после того, как я очень сильно увлекся
авангардистской музыкой. Тогда во мне произошли сильные внутренние
изменения, но не в том направлении, чтобы начать искать старое и забытое
— скорее, новую эстетику.
С технической точки зрения Hortus Musicus тоже не остановился
на старом, вы уже дошли до современных композиторов, или, скорее — они
дошли до вас.
Да, они — до нас. С самого начала было огромное желание разбудить новую
духовность, но она была выражена в музыке прошлых столетий. Я всегда
подчеркиваю, что эти произведения интересовали нас не как музейные
экспонаты для выставки, а как возможность возвысить дух живого человека.
Это был не только музыкальный вопрос, это был и внутренний, и духовный
вопрос.
И все-таки в то время вы были молодыми ребятами старшего
подросткового возраста. Выразился ли в создании группы молодой дух
бунтарства?
Конечно, именно так и было. Мы начали собирать именно группу. И наше
понимание «группы» до сих пор означает, что мы — не статичный ансамбль
из музея, а что мы — группа, которая с десятилетиями становится все
сильнее.
Не могу не отметить и то, насколько сильно на нас повлиял и тогдашний
мир поп-музыки. Меня пробудили, безусловно, битлы, Rolling Stones и Led
Zeppelin. Они до сих пор занимают важное место в мире музыки.
Если оркестром дирижирует один человек, то в Hortus Musicus присутствует единый дух и импровизации всей группы.
В этом ансамбле недостаточно подхода оркестрового музыканта. Все самое
важное у нас — за нотами. То, что слышат люди, в случае с Hortus Musicus
нет в нотах. Ноты — это информация, а то, что с этой информацией
делается, является интересным творческим процессом.
Именно это держало нас вместе и подпитывало все эти десятилетия. Мы никогда не повторяемся.
В Hortus Musicus чувствуется и испарина, которая нечасто встречается в случае с академической музыкой.
Да. И страсть. И такая преданность и вдохновение, которых нельзя
требовать от людей в смысле работы. Это либо есть, либо нет. Когда ты в
этом весь, и душой и телом, тогда и появляется испарина и пот.
Вы сами — лидер, а не диктатор?
Безусловно, я не диктатор, однако каждой группе нужен очень сильный
лидер. У нас это сложилось естественным путем: я даю очень много
импульсов, идей и заданий, но реализуют их те люди, с которыми я вместе
музицирую в ансамбле — и они не могут делать этого против воли, это
должно быть их желанием.
У нас нет и демократической болтовни — это четко управляемая группа,
однако воля ее членов является основой. И в тех случаях, когда кому-то
это не подходит, в ансамбле происходят небольшие внутренние изменения.
Это совершенно естественно.
Значит, личности все-таки сталкиваются даже в хорошей группе?
Нет смысла создавать далекую и гладкую картину. Когда задействованы
страсти и эмоции, то в жизни происходят разные вещи. И хорошо, что это
так, поскольку речь идет все-таки о внутренней жизненной позиции людей.
Но в этом кроется и огромная тайна: как это возможно, что одна группа
так много лет работает вместе — обычно в мире такие вещи заканчиваются
распадом. Но ансамблю Hortus Musicus это не грозит. Такой опасности
никогда не было и не будет, поскольку наше сосуществование основано на
совершенно других позициях.
Это как братство. Тайну, наверно, нельзя разглашать?
Важные ключевые слова — это любовь и доверие. Они решают все проблемы.
Мы знаем многие группы, члены которых ненавидят друг друга так
сильно, что, невзирая на любовь к музыке, они не могут вместе находиться
на одной сцене.
Точно такая же ситуация свойственна ансамблям старинной музыки.
Зачастую просто собирают людей, и тогда у группы нет своего лица. А наше
звучание, наши ритмы и позиция не похожи ни на одну из существующих
школ — они похожи только на нас. Мы сами влияем на ансамбли во всей
Европе.
В каком направлении движется Hortus Musicus в музыкальном плане?
Составы исчерпывают себя, но поскольку моя музыкальная и духовная
деятельность находится в постоянном движении, то мы не можем говорить об
одном стиле. В программе юбилейного концерта будет, например, много
этнической и традиционной музыки из других культур.
Мы не можем сказать, что мы, к примеру, турецкий ансамбль или
индийский, или еврейский ансамбль, однако все эти темы представлены в
нашей программе.
Мы также не являемся ансамблем церковной музыки, хотя исполняем
довольно много церковной, религиозной музыки. Мы не являемся и
придворным королевским ансамблем, однако очень часто выступаем с
королевскими произведениями.
Мы создаем ее через свое видение, которое все время меняется. При
исполнении ранней музыки главная проблема обычно состоит в том, что не
хватает смелости раскрыть ее. Находят какую-то истину и боятся идти
дальше, цепляясь за эту истину.
То же самое можно сказать и о новых композиторах, наших современниках.
Начинают говорить, что это правильно, а то неправильно, и что какие-то
вещи должны делаться именно так. Для меня это просто смехотворно!
Смехотворное отношение к жизни и искусству!
Hortus Musicus начал именно с того, что снял завесу с музыки,
написанной до Баха. Наверно, в то время это не пользовалось особой
популярностью?
В системе образования этого вообще не было, в школе преподавали Хуго
Лепнурма. Почему мы открыли для себя эту музыку? Это была наша позиция:
не надейся на то, что предлагают — ищи и создавай сам. Такое отношение к
жизни позволяет сохранять и вечную молодость.
Ведь сейчас вопрос еще и в том, что наши концерты больше чем когда-либо
напоминают выступления поп-групп, в то же время мы стареем, а
интерпретация молодеет. Храбрость важна во всех музыкальных стилях,
однако в мире ужасно не хватает этой храбрости. Я никогда не
противопоставлял серьезное и легкое, и другие подобные термины.
Мне Hortus Musicus напоминает Kronos Quartett. Они тоже делают радикально разные вещи, но при этом остаются собой.
Прекрасное сравнение! Они не могут усидеть ни в одних рамках. Говоря о
современной музыке, в случае с Hortus Musicus нельзя сказать, что
композитор приходит со своим миром — в нашем случае эти миры
скрещиваются.
Из эстонских композиторов это умело используют Эркки-Свен Тююр, Галина
Григорьева, Пеэтер Вяхи, из зарубежных — Гия Канчели, Александр
Кнайфель.
Нельзя обойти вниманием и то, что формирование tintinnabuli (от лат.
«колокольчики», оригинальная техника композиции, созданная Арво Пяртом и
определяющая его индивидуальный стиль. — Ред.) Арво Пярта происходило
вместе с Hortus Musicus.
Поздравляю!
Благодарю.
Юбилейный концерт Hortus Musicus состоится 22 сентября в концертном зале Estonia в Таллинне.
Hortus Musicus 40
• Изначально – ансамбль старинной музыки, который в 1972 году основал
Андрес Мустонен, учившийся тогда в Таллиннской государственной
консерватории по классу скрипки.
• Постоянно действующий ансамбль исполняет и записывает музыку VII —
XXI веков, в том числе средневековые литургические драмы, итальянские
мадригалы, ранние сонаты, церковные произведение крупной формы,
средневековую светскую музыку Европы, как произведения великих
композиторов, так и народную музыку. Сейчас репертуар ансамбля, который
раньше исполнял в основном европейскую музыку, становится все более
глобальным и современным, и не только в смысле интерпретации, но и
самого материала: в исполнении ансамбля звучат произведения таких
композиторов, как Тююр, Пярт, Сильвестров, Вяхи, Канчели, Кнайфель и
других.
• К старинным инструментам со временем добавились электрические инструменты и современные ударные.
• Ансамбль выступил с концертами в десятках стран Европы и Азии, Северной и Южной Америки.