1 апреля самая яркая звезда эстонского балета, известная и любимая не
только на родине, прима-балерина ассолюта Кайе Кырб отметит 50-летний
юбилей. Глядя на Кайе, по-юношески стройную, легкую, фантастически
гибкую и утонченно красивую, в это трудно поверить.
«Я тоже не верю, что мне 50. Вот это и есть 1 апреля – никому не верю, –
смеется Кайе. – Мама мне рассказывала, что когда она лежала в больнице,
то смотрела на часы и думала: только бы ребенок не родился 1 апреля. А
по-моему, это очень хороший день. Я люблю весну, тепло, и обычно 1
апреля всегда светит солнце и у всех весеннее настроение. Конечно, годы
идут, но, честно признаться, я не чувствую свой возраст. Я продолжаю
работать и радуюсь каждому новому дню. У меня подрастают дети, и я
благодарна судьбе, что могу еще танцевать и отметить юбилей 30 апреля на
сцене «Эстонии».
«Blue ballerina» и перья Черного лебедя от Плисецкой
- Не секрет, что будете танцевать? Недавно вы замечательно
исполнили на фестивале в Йыхви «Голубую балерину» («Blue ballerina»),
поставленную финским хореографом Йормой Уотиненом.
- Да, мне выпало счастье выучить и один раз станцевать этот очень
длинный и сложный номер на музыку Шестой симфонии Чайковского. Пришлось
много работать, чтобы добиться очень хорошей формы, мы с Тийу Рандвийр
даже ездили в Финляндию. Мне предложили исполнить «Blue ballerina» на
гала-концерте в Международный день танца 29 апреля. А 30 апреля я танцую
и другие номера: «Умирающего лебедя» и – вместе с солистом балета из
Риги Сергеем Нейкшиным – па-де-де из фокинской «Шехеразады». Зрители
увидят также архивные видеоматериалы и, конечно, выступления наших
артистов балета. Должна приехать из Цюриха Маша Селецкая, будет пара из
Риги и, надеюсь, будут гости из Москвы.
- У вас в Москве много друзей и коллег, с которыми вы танцевали
на одной сцене, ездили на гастроли. В том числе Майя Плисецкая, которая
после одного из конкурсов подарила вам свое головное украшение из
перьев для Черного лебедя.
- С Майей Михайловной и труппой Большого театра я ездила в Испанию.
Первую в своей жизни «Жизель» я станцевала в Мадриде и готовила
спектакль в Большом театре. Помню, когда я репетировала сцену
сумасшествия, Майя Михайловна пришла в зал и подсказала мне какие-то
вещи. У нее был свой, очень интересный подход, и она дала мне ключ к
этой сцене.
- А с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой вы выступали в Америке?
- Да, но первые мои зарубежные гастроли были с Вячеславом Гордеевым. С
ним я ездила каждый год на протяжении десяти лет, обычно гастроли
начинались двухмесячным туром по всей Германии, затем – Бельгия,
Голландия, Италия. А Володя Васильев и Катя Максимова заметили меня на
Международном конкурсе в Москве в 1985 году. Помню, когда я вертела
фуэте, Катя, стоя в кулисах, кричала мне: «Давай, держись…». Спустя
какое-то время после конкурса мне позвонил Володя и предложил
отправиться с ними на гастроли. Несколько лет подряд мы ездили в США,
Мексику и Францию и очень подружились. Я выступала на бенефисе Володи
Васильева, а в 2003 году – на бенефисе Вячеслава Гордеева. В Москве у
меня много друзей.
- Знаете, а ведь с Тийу Рандвийр я могла не встретиться. Если бы меня
приняли в училище в тот год, когда я поступала, я бы попала в класс к
другим педагогам. Но меня не взяли в училище, и я один год занималась
спортивной гимнастикой, и это дало мне хорошую базу. Не уверена,
получилась бы из меня та Кайе Кырб, которую вы знаете, не будь у меня
такой подготовки и таких педагогов, как Ильзе Адуссон и Тийу Рандвийр. Я
очень благодарна всем своим учителям и особенно Тийу, которая меня
сопровождает всю жизнь, вплоть до сегодняшнего дня. А первым моим
педагогом – репетитором в театре была Хельми Пуур, с которой готовила
такие партии, как Золушка, Жизель, фрёкен Юлия, Одетта-Одиллия. В
балетах Май Мурдмаа мне помогала Айме Лейс. После Хельми я несколько лет
работала с Элитой Эркиной, а когда из Штутгарта вернулась Тийу
Рандвийр, она стала моим педагогом-репетитором в театре.
- А верно ли, что на роль Одетты-Одиллии вас выбрала Наталья Дудинская?
- Да. В 1980 году Дудинская вместе с Константином Сергеевым приехали в
театр «Эстония» ставить «Лебединое озеро». Недавняя выпускница, я была в
составе лебедей и стояла в углу зала, учила порядок. И вдруг Наталья
Михайловна говорит: «Ну-ка, девочка, иди сюда, покажись. А теперь встань
рядом с Тийтом». В общем, мне доверили танцевать премьеру. Это было
огромное счастье. Девочка из школы – и сразу партия, о которой мечтают
все балерины, да еще с таким прекрасным партнером, как Тийт Хярм. Он в
те годы был для меня кумиром.
- Одетта-Одиллия – серьезный экзамен для балерины, способный
выявить сильные и слабые ее стороны и выразить двойственную сущность
женской натуры. Мне кажется, были периоды, когда у вас доминировал
Черный лебедь, а было время, когда бесконечно трогал ваш белый Лебедь.
- Думаю, что не стоит их разделять. Я очень сильно любила «Лебединое
озеро». Этим балетом я начала свою карьеру – им же и завершила ее. Хотя
тогда я не знала, что это будет мой последний спектакль в театре (в
декабре 2005 года), поэтому немного жаль, что он стал прощальным, а с
другой стороны, я рада, что спектакль прекрасно прошел, я была в форме и
никто не может сказать, что я еле-еле станцевала... Кто мне ближе –
Черный или Белый лебедь? Во мне сидит и тот, и другой. Возможно, были
моменты, когда я чувствовала себя лучше в одной или другой партии, но в
принципе мне близки оба характера.
От Клеопатры до Анны Карениной
- По-моему, вам близки образы сильных, страстных, ярких женщин.
Потому что вы тоже сильная женщина: ведь в балете карьеру не сделаешь,
если у тебя нет характера.
- Это правда, нужно быть очень сильной. Иногда мне это удается, иногда –
нет. Возможно, это не заметно окружающим, но порой я бываю очень
слабой. Однако я родилась под знаком Овна, поэтому стараюсь быть
сильной.
- Среди ваших ролей есть знаковые? Как Анна Каренина, за которую вы получили Государственную премию?
- Анна Каренина – очень дорогой мне образ, мне было безумно интересно
танцевать этот балет, поставленный Юриусом Сморигинасом, и проживать на
сцене всю короткую трагическую жизнь Анны. А до Анны у меня были такие
знаковые роли, как Клеопатра, которая принесла мне известность в России и
Америке. Впервые я танцевала фрагмент из балета Игоря Чернышева
«Антоний и Клеопатра» в 1984 году, на Всесоюзном конкурсе, а потом
Чернышев поставил для моего творческого вечера в Москве одноактный
балет. Клеопатра открыла мне дверь в большой балетный мир. Володя
Васильев полюбил меня после этой роли и пригласил на гастроли. Он даже
звал меня часто «Клёпой».
- А еще у вас была Кармен, признанная лучшей актерской работой 1996 года.
- А до нее была «Фрёкен Юлия» Биргит Кульберг, которая поставила этот
спектакль для нас с Виестурсом Янсонсом (1991). Эта роль открыла мне
вторую дверь, в Швецию и на Запад. Но раньше всех была Маргарита в
балете Май Мурдмаа «Мастер и Маргарита». Это одна из самых любимых
ролей, без которой, возможно, не было бы других. Май Мурдмаа научила
меня другому стилю танца, другому мышлению. Я танцевала почти все ее
балеты, и этот бесценный опыт помог мне в освоении хореографии того же
Сморигинаса. Можно выстроить ряд, состоящий из наиболее значимых для
меня ролей: Клеопатра, Маргарита, фрёкен Юлия, Кармен, Анна Каренина.
- Кайе, все ли сбылось? Вы не жалеете о каких-то несыгранных ролях? Ведь вы могли сделать международную карьеру.
- …Помните, как пела Эдит Пиаф: «Нет, я ни о чем не жалею»? Я не думаю о
том, что не случилось станцевать какие-то партии, а радуюсь тому, что у
меня был такой богатый репертуар. Аге Окс и Тоомас Эдур – прекрасные
танцовщики, которые сделали большую карьеру в Англии, но при этом не
имели такого огромного репертуара, какой был у меня. Поэтому я даже
рада, что осталась дома, в Эстонии. Сейчас в театре готовится к премьере
балет Макмиллана «Манон». Да, я мечтала о роли Манон, но тогда театр не
нашел денег на постановку. Жаль, конечно, но теперь не стоит из-за
этого грустить. Я очень спокойно смотрю на то, как идут репетиции. Мне
очень нравится Алена Шкатула, по-моему, она будет прекрасная Манон. Так
что я с большим интересом жду премьеры. Хочу увидеть, как будет
танцевать молодое поколение.
- Понятно, вы ведь сейчас работаете с юными, будущими балеринами?
- Да, у меня есть маленькие дети в моей студии и третий класс в
Таллиннской балетной школе. Замечательные девочки, думаю, что из
некоторых должны вырасти хорошие балерины
Кайе Кырб Родилась 1 апреля 1961 года в Пярну. В 1980 году окончила Таллиннское
хореографическое училище и была принята в балетную труппу театра
«Эстония» в качестве солистки. В 1984 завоевала I премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета, а в
1985 – III премию на V Международном конкурсе артистов балета в Москве. Лауреат премии Театрального союза Эстонии (1991, «Фрекен Юлия»), «Suur
Vanker» («Кармен»,1996), ордена Белой звезды III степени (2000),
Государственной премии ЭР (2001, «Анна Каренина»). Выступала в Испании, Италии, Германии, США, Мексике, Франции, Японии,
Филиппинах, Аргентине, Швеции, Дании, Португалии, Грузии, Польше,
России. В 1999 году открыла частную балетную студию. Преподает также в
Таллиннской балетной школе. В 2006 году с отличием окончила РАТИ (ГИТИС)
по специальности педагог-балетмейстер. Замужем за Виестурсом Янсонсом, у них двое детей: близнецы Раймонд и Эдвард (род. 7 ноября 2007 года).
***
«Кайе Кырб – очень хорошая танцовщица и замечательная актриса, которая
оставляет впечатление. А ведь это главное – оставить впечатление». Майя
Плисецкая
«С первого дня, когда Кайе пришла в театр, она резко выделялась среди
всех. Ее физические данные, внешность, богатый внутренний мир,
музыкальность, трудолюбие – все говорило о том, что она станет великой
балериной. Все двадцать пять лет, что она танцевала на сцене театра
«Эстония», можно назвать эпохой Кайе Кырб». Хельми Пуур.