Пылкий романтик Ромео и Принц из сказки о Щелкунчике, весельчак
гном Умник и коварный интриган Яго, мечтатель Джеймс и расчетливый
циник Леско, простодушный Франц и мастер розыгрышей доктор Фальк...
И это далеко не полный перечень ролей ведущего солиста Национального
балета Эстонии Сергея Упкина. Недавно к ним прибавилась роль Родиона
Раскольникова в балете Май Мурдмаа «Преступление и наказание». И она,
без преувеличения, стала выдающейся работой артиста. Душевные метания
героя в поисках выхода из нравственного тупика, в который он себя
загнал, совершив преступление, его хождение по мукам были переданы
артистом с такой обжигающей искренностью и болью... Сергей Упкин танцует
не только телом, но всем своим существом. Поразительное проникновение,
полное погружение в психологию героя!
Стать на ступеньку выше
– Этот балет для меня оказался нелегким в психологическом отношении, –
говорит Сергей. – После премьеры я два дня не находил себе места, мне
снились кошмары, все виделось в черных красках. А потом пришла
физическая усталость. Ничего подобного я давно не испытывал. По той
затрате энергии, которой требовал от меня этот балет, я могу сравнить
его лишь с «Ромео и Джульеттой» в постановке Тийта Хярма – разумеется,
не в психологическом, а в эмоциональном и физическом плане. Здесь ни на
секунду нельзя выйти... нет, даже не из образа Раскольникова, а из
состояния, в котором он пребывает. Любое движение должно быть
наполненным. Ты можешь все продумать, но если не включишься с самого
начала, дальше может «не пойти». А включившись, никак не можешь из этого
состояния выбраться. Я давно не чувствовал такого... даже не
опустошения – опустошение у меня было после Ромео, а здесь другое:
ощущение физической усталости. При этом мозг продолжает работать в
немного ненормальном состоянии.
– В том лихорадочном, возбужденном состоянии на грани распада сознания, в котором находился Раскольников?
– Ну, возможно. Я благодарен Май Мурдмаа за эту роль. Конечно, у
каждого артиста есть свое амплуа, но когда все время танцуешь одно и то
же, не развиваешься. Когда я танцую романтические или классические
балеты, я опираюсь на имеющийся у меня опыт в технике и актерском
мастерстве. А в этом балете хореограф поставила передо мной новые
задачи, которые я постарался решить или хотя бы приблизиться к их
решению и тем самым стать как бы на ступеньку выше. Это здорово, что мне
удалось поработать с Май, и, надеюсь, что мы работали вместе не в
последний раз.
– Разве вы раньше не работали с Май Мурдмаа? Ведь именно она
пригласила вас, выпускника Вагановской Академии, в театр «Эстония»...
– Да, в 1999 году. Но я практически не участвовал в ее постановках,
кроме «Краття», где танцевал в кордебалете. Для меня, воспитанного в
строгой академической школе, первым впечатлением от балетов Май Мурдмаа
был шок: я не понимал, как из классических позиций можно танцевать
такое. Единственный ее балет, в котором я исполнял главную партию, был
«Золушка», но это неоклассика. А так я работал под ее руководством, но в
ее балетах не танцевал. В первые годы работы в театре я много
участвовал в конкурсах и все время просил Май Мурдмаа поставить мне
какой-нибудь номер. Я даже искал музыку, были идеи, но так ничего и не
получилось. Прошло лет восемь, и я вновь заговорил с ней на эту тему. Я
чувствовал, что мне как танцовщику нужно что-то другое. Конечно, я не
говорил, мол, поставьте на меня балет, как вы ставили балет на Михаила
Барышникова. Просто думал, что она захочет восстановить одну из своих
работ. О «Преступлении и наказании» речь зашла года два назад, но из-за
финансовых и прочих проблем эта идея долго не могла осуществиться.
Петербургские углы
– Вы хотели танцевать Раскольникова, видели себя в этой роли?
– Май Мурдмаа меня увидела в этой роли. Я лишь хотел работать с ней. У
нас с самого начала установился хороший контакт. Даже когда я приходил
из театра после семичасового рабочего дня, уставший, я ощущал сильный
позитивный энергетический посыл от Май, и это меня вдохновляло. Сейчас я
могу сказать: «Да, я хотел танцевать Раскольникова». Но когда мы начали
репетировать, мне был интересен сам процесс, а не роль. Я снова взахлеб
перечитал роман Достоевского, читал его, как ни странно, под музыку
русских романсов и VI симфонии Чайковского. Хотя балет поставлен на
музыку Арво Пярта, но у меня «Преступление и наказание» ассоциируется
именно с Чайковским.
– Это неудивительно: тот же психологизм, осмысление жизни и
смерти, поиски веры... Наверняка эта музыка помогла вам проникнуть в
суть образа. К тому же вы родились в Петербурге, и атмосфера белых
ночей, таинственных и мрачных петербургских углов вам знакома не
понаслышке?
– Да, возможно, это тоже сыграло определенную роль. Помню, как наш
учитель по литературе в Академии дал задание выписать из романа названия
улиц, домов, где жил и куда заходил Раскольников. А потом мы с ним
ходили по этим местам, осматривали трущобы – это было в 1995 году, и
тогда это действительно были трущобы в центре города. Все это отложилось
в памяти и теперь пригодилось.
– У вас прекрасные партнеры: Виталий Николаев – очень
колоритный Порфирий Петрович и Эве Андре – Соня, от которой словно
исходит внутренний свет.
– Да, Эве – молодец. Я очень рад, что судьба свела нас в 2000 году,
когда мы готовились к конкурсу «Арабеск» в Перми. С тех пор мы танцуем
вместе. Мы понимаем друг друга с полуслова, и, какие бы периоды ни
переживали, всегда можем помочь друг другу.
Без пяти минут педагог
– Репетируя с Май Мурдмаа «Преступление и наказание», вы в то
же время готовили в театре непривычную для вас комическую роль доктора
Фалька в «Розалинде». И при этом танцуете почти весь классический
репертуар. Одно другому не мешает?
– Я счастлив, что минувшее полугодие было очень богато на премьеры,
причем такие, которые делают жизнь артиста ярче и интереснее. В октябре
2011 года я впервые вышел на сцену в роли де Грие – до этого я танцевал
Леско, брата Манон, – в классическом драмбалете Макмиллана «Манон» – это
очень интересный образ, данный в развитии. Потом станцевал
«Преступление и наказание» и «Розалинду». Я рад, что у меня так много
работы, причем не рутинной, а позволяющей расти. Быть может, потом я
сумею передать это ощущение своим ученикам.
– Вы хотите в будущем стать педагогом?
– Да, я учусь на педагога-хореографа в Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой.
– Как вы все успеваете? У вас так много работы в театре...
– Если честно – не успеваю. Но стараюсь.
– Остается время на книжки и кино?
– Книжки я читаю, и очень много, но через страницу, к сожалению:
выписываю то, что нужно для учебы. Сейчас читаю мемуары балетмейстеров,
педагогов. Мне нужно собрать материал для будущей магистерской
диссертации. Через полтора – два года должен закончить Академию.
Конечно, хочется и кино посмотреть, и в музей пойти, но времени нет: я
приезжаю в Петербург на несколько дней – когда меня отпускают из театра.
Естественно, сложно совмещать учебу и работу. Но я сам сделал такой
выбор. Потому что всю жизнь танцевать невозможно, а учиться, мне
кажется, нужно сейчас, пока есть интерес.
– Откуда черпаете энергию, духовную силу?
– Не знаю... Я думаю, от любви.
***
Справка «ДД»:
Сергей Упкин родился 30 марта 1981 года в Ленинграде. В
1999 году окончил исполнительский факультет Академии русского балета
им. А.Я. Вагановой. Ныне учится там же на педагогическом факультете.
В 1999-2005 годах и с 2008 года – солист Национального балета Эстонии. В
2005-2007 годах работал в Германии, в труппе Staatsballet Berlin.
Лауреат международных конкурсов: «Фуэте» в Таллинне (золотая медаль,
2000); «Арабеск» в Перми (золотая медаль и приз имени Михаила
Барышникова, 2000); в Варне (бронзовая медаль, 2000); в Хельсинки
(серебряная медаль, 2001); в Джексоне («Лучшая пара», 2002 – вместе с
Эве Андре); Premio Roma в Риме (золотая медаль, 2003).
Обладатель приза Эстонского театрального союза (2004) и звания «Лучший танцовщик Эстонии» (2010).